Завоеватели из Курска
Недавно в Курском католическом соборе состоялся концерт органной музыки – «Орган многогранный». Название довольно яркое, но какой же смысл оно в себе несёт? Всё дело в том, что многие из нас, благодаря выдающемуся гению Баха, Генделя и других органистов, привыкли видеть этот инструмент в единственном сольном качестве. Но мало кто знает, что орган также великолепен и с аккомпаниаторской стороны. Концертная программа знакомила также слушателя с прекрасными звуками флейты, извлекаемыми Олесей Матвой и голоса, в виде меццо-сопрано Елизаветы Черновой. В роли же славной наследницы великих классиков выступила Лия Якушева. Интересный факт, Лиза, Лия и Олеся окончив в Курский музыкальный колледж, поехали покорять Москву, и надо сказать – это у них получилось. Сегодня каждая из девушек может похвастаться не только своей красотой, но солидным и приданным в виде дипломов победителя различных международных и всероссийских конкурсов. Завоёвывая мировое признание, девушки не забывают и про малую родину, периодически посещая её с гастролями. Безусловно, каждая из участниц концерта достойна отдельного внимания, но стоит познакомиться и с концертной программой. Открывало концерт произведение латвийского композитора Маргера Зариньша – вариации на тему BACH для органа. Здесь название говорит само за себя. Кто хоть раз слушал музыку Баха, знает о присущей ей насыщенности выраженной полифоническим многоголосьем. От этого она приобретает свой уникальный вид. Вариации Маргера Зариньша, в свою очередь, были схожи со стилем великого немца. Продолжило концерт вокальное сочинение Георга Генделя – «Dignare». Эта религиозная композиция, как нельзя лучше вписывалась в окружающий церковный контекст. Далее религиозная тематика на время сменилась, этому способствовала ре-минорная соната для флейты и органа Мишеля Корретта. Программы музыкально-исполнительской подготовки высшей школы включают в себя и композиторскую деятельность. В этой связи на различных концертах порой можно слышать творчество и самих студентов – Лия Якушева наглядное тому подтверждение. Выступая в католическом соборе, среди прочих композиций Лия исполнила два собственных сочинения написанных для органа и вокала: «Безвозвратно ушедшие» и «Тихо, неслышно». Необычно и в тоже время удивительно было видеть в программе органного концерта присутствие представителя музыкального романтизма Ференца Листа. Электронное сердце клавишно-духового инструмента извлекло из себя с помощью нежных рук Лии написанные Листом вариации на тему Баха – «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen». Как видно творчество создателя ХТК (хорошо темперированный клавир) оказало влияние на многих. После темпераментной музыки венгерского композитора, слушатели могли немного подуспокоиться и насладиться си-минорной прелюдией, фугой и вариацией Сезара Франка, настраивающей тебя на спокойный, задумчивый лад. Ария же «Quae moerebat» Джаванни Перголези из кантаты «Stabat Mater» снова возвратила к религиозному настрою. Завершала концерт первая часть шестой симфонии Шарля-Мари Видора. Это было яркое, насыщенное произведение, также чем-то схоже с музыкой Баха. Несмотря на то, что исполняемая музыка была довольно разнообразной, ни одно произведение не выбивалось из общего стилевого контекста. Это, в свою очередь, как нельзя лучше показывает многогранность органа. Елизавета Чернова, Олеся Матва, Лия Якушева (с лева на право)