«Евразии» - 23: фестиваль в Оренбурге собрал сотни поклонников джаза
Что по-настоящему нужно гениальному исполнителю? Если оставить за бортом статус площадок, значимость премий и размер гонораров… Только слушатели. Не менее гениальные и открытые ко всей полноте восприятия. - Все, в Монреаль больше ни ногой, - пообещал со сцены в день открытия джаз-фестиваля «Евразия» блестящий пианист Сергей Жилин. – Зачем мне Нью-Йорк и Израиль, раз так принимают в Оренбурге? Солист и основатель знаменитого «Фонографа» выступал с программой посвящения Оскару Питерсену, по-настоящему гениальному композитору канадского происхождения. Однажды он презентовал свои трактовки и прочтения творчества Питерсона на родине гения, и немедленно заслужил любовь и признание знатоков. Но в России аранжировщик, дирижер и педагог Жилин знаменит, конечно, не поэтому. И даже не потому, что его работы признаны критиками «бесспорно акустичными и пианистичными». А просто потому, что его симфо-джаз команда «Фонограф» - постоянный участник шоу Первого канала «Голос». На тему поп-культуры прошелся и знаменитый Давид Голощекин, открывший 23 по счету джазовый фестиваль в Оренурге. - Вы слушаете Шнура? – и Давид Семенович по-стариковски прислушался к ответу зала, поднеся ладонь к уху. – Серьезно? Тогда я пошел… Шутка. На самом деле Голощекин Шнура не любит. Как и людей, которые ходят на его концерты. В Питере, например, он собрал 67 000 зрителей. «Сегодня можно все. Можно даже крыть матом публику, которая к тебе же приходит. А можно не потому, что нет цензуры. Потому, что вы сами ему это позволяете», - выразил маэстро свое отношение к теме. И дал старт фестивалю джаза – музыке ироничной, наделенной чувством юмора и стиля. Маэстро был многословен, говоря о себе, что нашел новое амплуа – «артист разговорного жанра». Благодаря этим емким и информативным ремаркам зрители расширили свое представление о музыкантах и теме джаза вообще. И, конечно, узнали много нового. Например, что политическая элита в СССР искренне любила и ценила джаз, но помочь в развитии не могла, потому что наличие джаза в стране было само по себе вопросом политическим. А еще о том, что в прошлом году ЮНЕСКО присвоило Санкт-Петербургу звание джазовой столице мира. Вообще подобная практика существует уже много лет. И, когда на чаше весов оказалась Россия, специалисты прикинули достижения Москвы и Питера, отдав предпочтение культурной столице. По мнению Голощекина, это уже само по себе завоевание. Вот так в 2018 году в Мариинке собрались все звезды мирового джаза. В этом году самому маэстро стукнуло 75. А его ансамблю – все 50. За это время Давид Семенович совершил невозможное, буквально вписав себя в культурную историю России. Он основал полностью субсидированную государством джазовую филармонию. И это – в стране, где сама культура джаза долгие годы была под полным запретом! Браво, маэстро! А ведь он не только выступает организатором и идейным вдохновителем, но и продолжает творить. В частности, он привез в Оренбург свою композицию-посвящение Игорю Голикову, одному из основателей джазового движения в Оренбурге. «Последний романтик» прозвучало на нашей сцене впервые. Но, возможно, не в последний раз. Наш джаз-фестиваль отметил в прошедшие дни свою 23 годовщину. Конечно, за это время серьезно обновился зрительский состав. Но, как и много лет назад, многие в зале слушают музыку с закрытыми глазами. И, как ни странно, очень малый процент зрителей пользуется смартфонами, предпочитая не фиксировать, а усваивать на месте.