Звезда по имени Коста. Как осетинский просветитель прославился на весь мир

Десять лет назад одна из звёзд в созвездии Дракона была названа именем Коста Хетагурова. По мнению исследователей жизни и творчества осетинского поэта и просветителя, это в полной мере отражает масштаб его личности. В одном из своих стихотворений он так и писал: «Вселенная - Отечество моё». В чём феномен Хетагурова, разбирался «АиФ-СК». Нашёл общий знаменатель Родился Коста в горном селении Нар в 1859 году. Маму потерял в раннем возрасте. Через некоторое время отец женился снова. Но с мачехой у мальчика отношения не сложились, детство его нельзя назвать безоблачным. И эти неурядицы, считают исследователи, помогли раскрыться многочисленным талантам, которыми Коста оказался одарён. «Творчество - это способ метафизического переживания проблем. Когда всё в жизни благополучно, человек зачастую творческих способностей не проявляет, даже если они в нём от природы заложены», - уверен старший научный сотрудник Центра скифо-аланских исследований Владикавказского центра РАН, кандидат филологических наук Тамир Салбиев. Учёные полагают, что первыми раскрылись способности к изобразительному искусству. Произошло это в ставропольской гимназии, где учился Коста, под влиянием учителя рисования Василия Смирнова. Оттачивать мастерство Хетагуров продолжил в Академии художеств в Петербурге. Учился на курсе Павла Чистякова с Врубелем и Серовым. Стал первым профессиональным художником Осетии. Но не только художником. Александр Фадеев называл его осетинским Леонардо да Винчи, в том числе за многогранность его таланта. Но известен Коста в первую очередь своим литературным творчеством - как основоположник осетинской литературы и литературного осетинского языка. «XIX век. Осетия входит в пространство Российской империи: административное, культурное, духовное. Сама она на тот момент представляла конфедерацию горных обществ, опирающихся на традицию. И тут происходит встреча с культурой нового времени. У осетин богатая фольклорно-поэтическая традиция. Но когда наступают новые времена, появляются проблемы, которые требуют переосмысления, и сделать это в рамках фольклора оказывается невозможно. Коста Хетагуров переводит устную традицию в письменную, создаёт литературу, наполняет язык новыми смыслами, делает его соответствующим новой эпохе. Он не придумывал новые слова и конструкции, но смог найти мировоззренческую платформу, которая обеспечила этот переход. Смог и традицию, и культуру нового времени привести к общему знаменателю», - говорит Салбиев. «Феномен гения Хетагурова состоит в том, что он глубоко вобрал в своё творческое сознание этнические ценности своего народа, был носителем доминантных смыслов национальной культуры. Но при этом остался открытым всему многообразию и многоцветию общероссийских и общеевропейских взглядов и впоследствии стал одним из самых просвещённых людей своей эпохи», - поясняет старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, кандидат филологических наук Залина Кусаева. За справедливость, но без насилия Северная столица, общение и дружба с прогрессивной молодёжью оказали серьёзное влияние на мировоззрение Хетагурова, сформировали гражданскую позицию. Его судьбу и произведения сравнивают с чеховскими. Они были современниками, общались ли лично - неизвестно, но Хетагуров был дружен с художником Николаем Ярошенко. А в кисловодском доме Ярошенко бывал весь творческий бомонд, в том числе, как свидетельствуют очевидцы, и Антон Павлович. «И Хетагуров, и Чехов отражали процессы, происходящие в обществе. Во второй половине XIX века в России чётко обозначилась проблема женского образования, общество раскололось. Одни ратовали за предоставление женщинам права на высшее образование, другие противились этому, опасаясь, что женщина забудет своё истинное предназначение - хранительницы очага. Женщины, которые стремились к просвещению, к образованию, оказывались перед дилеммой - семья или образование. У Чехова есть рассказ «Невеста». Главная героиня собирается замуж, но встречает своего друга детства, который убеждает её, что семья это ценно, но перед женщиной должна стоять более глобальная задача - просвещение. И под его влиянием она меняет планы и отправляется в Петербург, чтобы получить образование. Аналогичные мотивы в пьесе Хетагурова «Дуня». Но в финальной части автор предлагает универсальное решение «женского вопроса»: он примиряет свою героиню с родителями, дарит ей личное счастье – она выходит замуж за университетского преподавателя – и благословляет на путь просвещения, - проводит параллели Залина Кусаева. - Одним из идейных замыслов пьесы был протест против произвола властей, препятствующих женскому образованию в Осетии и закрывших Ольгинскую гимназию во Владикавказе». Другие исследователи считают, что жизнь и творчество Хетагурова в большей степени созвучны пушкинским. «И тот, и другой обрабатывали народные сюжеты, умели рисовать, были чувствительны к историческим вопросам, занимали неудобную для властей гражданскую позицию, из-за чего оказывались в ссылках. У Коста Хетагурова и Александра Пушкина много общего», - полагает Тамир Салбиев. При этом исследователи подчёркивают, что, несмотря на ярко выраженное в произведениях Коста Хетагурова беспокойство о судьбе своего народа, протест против притеснения горцев и против несправедливости, идеи революционного разрушения были ему чужды. Он проповедовал любовь и православные ценности - это две ключевые темы в его творчестве. Принёс себя в жертву Одно из самых известных стихотворение Хетагурова - «Завещание». Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чьё сердце не знает страданья, Тот пусть и поёт веселей, Но если бы роду людскому Мне долг оплатить довелось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слёз. «Всего два четверостишия, но они обладают удивительной глубиной. В сборнике выступают в качестве пролога и как будто адресованы читателю. Но существуют три рукописные версии сборника и это стихотворение, написанное на отдельном листе. Над строчками Коста нарисовал могильный камень, на котором написано: «Завещание». И становится понятно, что это не пролог, а эпилог, обращение к Всевышнему. На осетинском языке в этом стихотворении Коста использует обрядовую лексику, связанную с жертвоприношением. Судя по всему, он был очень воодушевлён христианским учением в части добровольного самопожертвования. Его отец воевал, несколько раз был ранен. И, рассуждая, он понимает, что долг воина - жертвовать собой ради других. Но и в мирной жизни тоже можно жертвовать собой ради других. Поэтому он занимал такую гражданскую позицию, это было частью его религиозно-философского представления о смысле жизни, это было его самопожертвование». Ни семьи, ни социального статуса, ни общественного признания при жизни. Судьба Коста была непростой. Он был потомком легендарного Хетага (один из первых прикубанских аланов, принявших христианство) и, по мнению исследователей, мечтал продолжить свой род. Несколько раз он предпринимал попытки создать семью, но разного рода драматические обстоятельства ломали в итоге его планы. Ссылки, неустроенность, переживания сказались на здоровье. После продолжительной болезни в возрасте 46 лет Коста Хетагуров скончался. Но общественное признание к нему пришло. В разных городах России и за рубежом осетинскому просветителю установлены памятники, названы в его честь улицы, школы, вузы, библиотеки и даже звезда в созвездии Дракона. «Он нащупал в осетинской традиции эту универсальность, которая открыла и саму традицию, и его самого миру. Он сам прекрасно это сознавал и формулировал. «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, Вселенная - Отечество моё», - цитирует поэта Салбиев. - И он по-прежнему остро актуален, потому что сейчас общественная ситуация очень похожа на ту, в которой жил он. Советская идеология ушла, и произошёл естественный откат к традиции как своего рода самозащита. Но традиция хороша только на каком-то этапе, ведь нужно дальше развиваться, нельзя закрываться. И он показал, как это нужно делать, как, оставаясь самим собой, открыться миру, войти в него и понять». Между тем В этом году исполняется 40 лет Мемориальному дому-музею Коста Хетагурова во Владикавказе. «В здании на улице Бутырина, построенном в 1864 году и являющемся сегодня объектом культурного наследия, поэт жил в 1901-1902 годах, - рассказала заведующая Домом-музеем Лаура Габиева. - В 1979 году здесь был открыт Мемориальный дом-музей. Внутри воссоздана обстановка того времени, есть уникальные фотоматериалы, личные вещи Хетагурова и близких ему людей». В частности, в экспозиции можно увидеть табачницу и альбом для рисования, подаренные Коста семье Смирновых, кизиловый посох, без которого поэт не мог обходиться в последние годы жизни. Исследователи продолжают собирать связанные с поэтом артефакты, ищут их через потомков людей, с которыми он был дружен при жизни. По традиции, все вещи усопшего через 40 дней раздавались близким и знакомым. По архивным данным складывают исследователи картину его жизни. «В сентябре 1902 года в местной газете было опубликовано объявление о том, что с подоконника дома, где жил Коста, был украден ящик с масляными красками, подаренными ему Василием Верещагиным. Так стало известно о знакомстве Хетагурова с этим великим русским художником», - говорит Габиева. Останки Хетагурова покоятся во Владикавказе, в ограде церкви. На протяжении нескольких лет обсуждается возможность причисления его к лику святых.

Звезда по имени Коста. Как осетинский просветитель прославился на весь мир
© АиФ Ставрополье