Дом с историей: «кабаре» на склоне Машука
В старом районе Пятигорска, Горячеводской долине, вот уже 80 лет принимает гостей и жителей Кавказских Минеральных Вод Ставропольский государственный театр оперетты. Историки утверждают, что именно с его постройки на Кавминводах и началась культурная жизнь. Закрытый клуб Сейчас города Кавминвод — развитые курорты со всеми возможными развлечениями, но так было не всегда. Даже в начале прошлого столетия досуг у «водяного общества» был довольно ограничен: курортники отправлялись в конные прогулки к природным памятникам, любовались на минеральное озеро Провал в Пятигорске, устраивали пикники, организовывали балы в зале пятигорской «Ресторации». Но публика требовала зрелищ. И тогда власти задумались, как их организовать. Вначале в пятигорском парке Цветник соорудили специальную летнюю постройку — так появилась ныне известная Лермонтовская галерея, которую привезли в Пятигорск в разобранном виде с Новгородской ярмарки. Ее установили в 1901−1902 годах, летом приезжие артисты (в том числе из столиц) давали на ее сцене спектакли, зимой же культурная жизнь затихала. Вопрос о строительстве первого стационарного театра обсуждался долго. За постройку «досугового центра» взялись члены пятигорского Всесословного клуба, в который входили представители дворянства. Руководил клубом заведующий пятигорской группой курортов Михаил Соловьев. Поначалу все заседания закрытого сообщества проходили в арендованных помещениях — как правило, в пятигорских гостиницах. Так что клуб тоже нуждался в собственном здании. В 1914 году на очередном собрании решили приобрести за 35 тысяч рублей участок на склоне Машука, принадлежавший князю Султан-Гирею, и возвести на нем постоянное здание для собраний. Проект выполнил известный архитектор Андрей Кузнецов, автор многих домов в историческом центре Пятигорска. В мае этого же года состоялась закладка первого камня, и вскоре, несмотря на начавшуюся войну, здание Всесословного клуба достроили. Торжественное открытие прошло в мае 1915 года. Парижское кабаре в Пятигорске Роскошное здание было выполнено в смешанном стиле неоклассицизма с модернистскими элементами (в частности, коваными балконами). Фасад украсила лепнина, цветочный орнамент и живописные панно. Кузнецов проявил немалую изобретательность в проектировании здания — оно до сих пор считается лучшей его работой. Состоит постройка из трех частей или, как их называют архитекторы, ризалитов: западного, восточного и центрального. В восточном (самом высоком) — располагалась сцена, в среднем — зрительный зал, а в западном — просторный вестибюль с гардеробом. Из гардероба широкая лестница вела в большой танцевальный зал, а оттуда — в зрительный. В западном отсеке также располагались столовая, буфет, комната для игры в карты, гостиная. А еще в здании разместилась одна из лучших в городе библиотек с читальней, канцелярия и комната старейшин клуба. Во внутреннем дворе появились две большие веранды, на которых члены клуба собирались в теплое время, были разбиты клумбы, установлены фонтаны. Сразу после открытия здесь заработал «Веселый театр художественных эскизов», устраивавший небольшие постановки в духе парижских кабаре. Иногда с гастролями заезжали и столичные артисты. Клуб стал центром пятигорской культурной жизни. Правда, ненадолго. Новая жизнь театра В 1917 году грянула революция, и год спустя здание было национализировано и превращено в Народный дом, где вместо увеселительных представлений начали проходить общественные заседания. Со сцены бывшего театра выступали знаменитые революционеры: Киров, Орджоникидзе, Ворошилов, Семашко. 4 марта с одного из кованых балконов была провозглашена советская власть в Терской области, куда административно входили Кавминводы. В советские годы здание несколько раз меняло свое назначение, а вместе с ним и название. Здесь располагался Рабоче-крестьянский коммунистический клуб имени Карла Маркса, позже помещение отдали профсоюзам. И только в 1934 году оно снова начало использоваться по назначению: Пятигорск стал центром Северо-Кавказского края, и краевой столице нужен был драматический театр. Спустя три года центр региона снова перенесли — в Ставрополь, а Пятигорск опять остался без артистов. Власти стали думать, где взять новую профессиональную труппу. И вскоре она нашлась. В 1939 году правительство приняло решение перевести в Пятигорск труппу Чечено-Ингушского театра, у которой на тот момент не было своего помещения. Так появился Музыкальный театр на Кавказских Минеральных Водах. Открылся он постановкой «Свадьба в Малиновке» советского композитора Бориса Александрова. На сцене театра ставились классические оперетты и современные музыкальные комедии. «На предложения работать в легендарном курортном городе, описанном и Лермонтовым, и Ильфом с Петровым, актеры откликались с удовольствием и готовностью… Так и собралась там очень сильная группа актеров, которая составила костяк театра», — пишет на страницах книги «Ставропольскому государственному театру оперетты 70 лет» драматург и журналист Генрих Боровик, чей отец был главным дирижером театра. На сцене Музыкального театра выступал и легендарный танцор Махмуд Эсамбаев. В театр он попал случайно: выступал в Пятигорске в составе танцевальной бригады Грозненского хореографического училища, его увидел директор театра и пригласил в труппу. «80 лет были непростыми» Новые потрясения ждали театр в 1941 году: пять месяцев Пятигорск находился в оккупации. Часть труппы успела эвакуироваться, а часть осталась и вынуждена была давать постановки для захватчиков. Отступая, немцы разграбили и подожгли театр. Роскошное здание горело целую ночь. Местные жители тушили его как могли: воду носили даже из Бесстыжих ванн на горе Машук. Утром пожар потушили подоспевшие в город красноармейцы. Фасад театра уцелел, а вот внутри он выгорел дотла. Выступать на сцене было нельзя, и труппу перевели в ставропольский Дом пионеров до 1948 года. Почти пять лет длился ремонт здания, после чего театр оперетты снова открылся в уже нынешнем виде. В этом году театр отпраздновал юбилей — 80 лет. — Юбилей мы отметили в мае, — рассказывает заведующая литературной частью театра Нелли Вагнер. — Мы готовились очень творчески и напряженно. Был большой концерт, один акт нам поставил режиссер из Екатеринбурга, второй мы сами. Первый акт посвятили историческим событиям, как театр прожил все эти 80 лет, потому что они были непростыми. Театр до сих остается любимым у местных и отдыхающих. Каждую неделю на его сцене дают по несколько спектаклей.