Михаил Жебрак: Раньше все разбирались в футболе и медицине, сейчас — в заборах и тротуарах
Интерес к родному городу растет: каждый день на улицах можно увидеть десятки экскурсий, и это не китайские туристы, это москвичи, которые хотят все знать о месте, в котором живут. Известный по телепередачам о Москве на канале «Культура» и городским экскурсиям с элементами игры, искусствовед и телеведущий Михаил Жебрак поделился своими впечатлениями о городе, новыми задумками и проектами книг. Обозреватель «Вечерки» беседовал с москвоведом на Московской международной книжной ярмарке, где тот представлял книги «Пешком по Москве», в основе которых лежит его телевизионный цикл «Пешком». — Михаил, в Москве сейчас можно видеть огромное количество экскурсий... — Последние десять лет, может быть, чуть больше, экскурсии по городу — модная тема. Меня и самого пригласили на канал «Культура», потому что я считался хорошим экскурсоводом. Значит, растет интерес к своему городу, к своей истории. Но об уровне городских экскурсий мне сложно говорить… Если раньше все разбирались в футболе, медицине и воспитании, то сейчас добавилась еще и урбанистика. Все разбираются в заборах, тротуарах и как должен быть устроен город. Мода на экскурсии связана еще и с возрождением традиции гулять. Все больше и больше людей выходит на улицы, и это прекрасно. Я видел много экскурсоводов в музеях и других городах — это часто великолепные рассказчики, но мне кажется, что интереснее ходить не с гидом, а с узким специалистом — археологом, реставратором, знатоком одного периода, вот он действительно поделится чем-то уникальным. Вот, например, в новом телесезоне я буду рассказывать о московских дорогах. Это исторические направления на Владимир, Ярославль, Тверь. Буду показывать, как они выглядят сейчас, и вспоминать, как они обустраивались и жили. — Как москвовед москвоведа не могу не спросить про любимые места в городе... — Меня этот вопрос всегда повергает в смятение. Два моих сына, еще достаточно маленькие, сдерживаются и не спрашивают, кого из них папа любит больше. Что им ответить? Ты сегодня рисовал лучше, а ты прекрасно играл в футбол? Так и с городом. Я люблю многое. Люблю старые улочки, но, наверное, каждый по-особенному относится к тому месту, в котором родился и с которым связаны романтические воспоминания. Мне нравится район вокруг Большой Никитской, я там занимался в театральной студии. Мне в Москве больше близки не районы, а отдельные здания и архитектурные ансамбли. Люблю дом Пашкова, Новодевичий монастырь и последние работы Скуратова, слежу за всеми проектами Филиппова. Гулять всюду интересно, где есть хорошая архитектура или любопытные истории. — Будет ли продолжение у серии «Пешком по Москве»? — Мне предложили написать книгу-сравнение Москвы и Петербурга, и я даже начал, но тема сложная — я там никогда не живал... Я сейчас увлечен циклом культурных детективов с героем Петром Дивиным. Это будет сыщик, который расследует преступления, связанные с произведениями искусства, где архитектурные стили, картины, детали зданий становятся уликами или подсказками. Это интерактивная книга, и действие будет происходить в разных городах. Вам, например, можно будет поехать в Венецию и пройти вместе с Петром Дивиным по храмам и музеям. И увидеть те произведения, которые подсказали ему что-то в расследовании. Скажем, надо определить, куда смотрят герои картины Тинторетто, и понять, где спрятана очередная подсказка. Этот цикл я мечтаю закончить в ближайшее время. В этих книгах будут задействованы городские легенды. Я не люблю мистику и рассказы о преступлениях, а вот городские легенды, характеризующие эпоху, я собираю. — Например? — Как известно, Пушкин был не очень богат. А тут в Москве ударили холода, и он появился на своем любимом Тверском бульваре в легком пальто. Тут же родилась шутка, что горячее воображение заменяет ему шубу. Мне нравится, что придумывают люди сейчас. Понятно, что исторический анекдот, как выдержанный коньяк, с годами становится лучше, но и в наше время сочиняют интересные истории. Например, в 1950-е годы на проспекте Мира построили дом с выступающими гранеными камнями. Местные называют его «Дом с бородавками»! И таких местных анекдотов в детективах будет много. — Случаются ли открытия в ходе съемок или работы над книгами? — Моя работа связана с открытиями, но это не архивные изыскания. Я не смогу раскопать неизвестные воспоминания об Осипе Бове и вынужден довольствоваться тем, что уже нашли исследователи… Поэтому для меня открытия — это новые объекты в Москве. Недавно, во время съемок последней передачи, был в Доме-музее Петра Капицы, а потом посетил подмосковную усадьбу, которую восстановили китайцы, поскольку в ней проходил VI съезд Компартии Китая... Вот так я постоянно узнаю что-то новое. И если уж Арбат нельзя пройти до конца, то что говорить о Москве. Она абсолютно бесконечна! — Ваши экскурсии как-то вышли за пределы Москвы... — За восемь лет существования программы «Пешком» мы сняли более сорока городов! Только в цикле, посвященном победе в Великой Отечественной войне, мы были в 15 городах — в России и Белоруссии, Польше и Германии. Снимать в других городах в чем-то легче, а в чем-то сложнее. Несложно сделать лобовую видовую передачу с известными зданиями и яркими фактами, но хочется, чтобы это было необычно, хочется удивить, в том числе, и местных жителей, которые знакомы с историей своего города. Я всегда стараюсь вытянуть какую-то единую линию. Наши передачи тем и хороши, что в них есть сквозная тема — петровская Москва, русское узорочье или история какого-то архитектора или писателя... Если удается в чужом городе провести такую единую линию, мне кажется, это высший класс. Когда снимали в Туле, естественно, не обошлось без Музея оружия, вспомнили Демидова и Баташова, их самовары, но начали с металлургического завода, где вокруг капал металл и стоял жар. Это было по-настоящему! Потом я рассказывал о Вересаеве и читал его переводы из Гомера, и музейные сотрудники потом со слезами на глазах благодарили, потому что все рассказывают только о пряниках и винтовках. Читайте также: Хоккеист Борис Михайлов: Помню все свои шайбы в чемпионате СССР