Россияне вновь съездили на Expo Real для галочки

Российские представители не учли предыдущий опыт участия в самой крупной европейской выставке коммерческой недвижимости Expo Real и в очередной раз съездили в Мюнхен больше для галочки, чем за реальными результатами. Замруководителя редакции "Новости недвижимости" Константин Балакин поговорил с посетителями выставки о том, как повысить эффективность российских участников. Больше инвестиций и инноваций Два последних года мои отчеты о посещении Expo Real были в одном и том же контексте и даже назывались практически одинаково. Еще раз повторяться не хотелось бы, но, к сожалению, приходится. Expo Real – крупнейшая европейская выставка такого рода, и со временем она только развивается. Нынешняя, 22-я по счету, увеличилась в размерах. Добавился еще один павильон, число приехавших компаний увеличилось на сотню, достигнув почти 2,2 тысячи, а их география расширилась – 45 стран против 41 годом ранее. Посетителей, по ощущениям, тоже прибавилось, и вполне вероятно, что их итоговое число окажется больше прогнозируемых организаторами 45 тысяч. Стенды, на мой взгляд, стали еще интереснее и более насыщенными всякими интерактивными и визуальными моментами. Казалось, что даже меню стало разнообразнее и сортов пива прибавилось. Как обычно, преобладали стенды компаний из Европы. Самыми многочисленными и активными были, разумеется, германские. Как объяснил директор по аренде офисной недвижимости PPF Real Estate Russia Никола Обайдин, помимо того, что немцы здесь хозяева, инвестиции в их недвижимость сейчас на подъеме, и это отражается в настроениях на стендах. Азиатских же компаний, несмотря на то что одной из главных тем вновь стали инвестиции в Азиатско-Тихоокеанский регион, практически не было. Глава Becar Александр Шарапов рассказал, что в этот раз представлено много молодых компаний и стартапов с интересными технологическими решениями. По его словам, инвестиционная выставка становится еще и инновационной. Кстати, Шарапов был одним из немногих россиян, кто почти не появлялся на российском стенде, зато посетил массу мероприятий в разных уголках Messe Munchen. Гендиректор компании Marjan из Объединенных Арабских Эмиратов Абдулла Аль Абдулли отметил, что в этом году потенциальные инвесторы больше фокусируются на конкретных проектах, не привязываясь к отдельным регионам. Он также поделился, что КПД его компании от поездки в этом году вырос процентов на 20-30. На вопрос о его впечатлениях от российского стенда он ответил дежурными фразами, что ему все нравится и здесь представлено много интересных проектов, однако вспомнить хотя бы один затруднился. Дорого и нерационально Стенд правительства Москвы, который, собственно, и представлял Россию, условно делился на три части – зона с интерактивной моделью города, площадка для сессий и зона кофе-брейков. По периметру стояли стойки соэкспонентов: "Мосинжпроекта", ВДНХ, "РГ-Девелопмента", "А101", PPF Real Estate Russia, Armo Group, "Инвесттраста" и компании Biganto, занимающейся виртуальными турами. Уже на второй день половина стоек пустовала, что вызывало недоумение иностранцев – стенд дорогой, в самом проходном месте у входа и так нерационально используется. Было заметно, как некоторые подходили в надежде получить какую-то информацию, но довольствовались лишь оставленными буклетами. Деловая программа стенда, к сожалению, вновь разочаровала. Например, в этот раз из традиционной тройки "Коммерсант", РБК, "Ведомости" выбыли последние. Злые языки поговаривают, что их отдел конференций не смог "продать" спикерам участие в сессии и привлечь спонсоров. Также несколькими днями ранее отменилась сессия FIABCI Russia из-за скандальной ситуации с экс-президентом представительства Михаилом Грином, который должен был ее модерировать. Сам он на выставку, впрочем, приехал, однако держался обособленно. Его общества откровенно избегали. Представитель одной из компаний объяснил, что сейчас этот контакт слишком токсичен. Еще один признался, что опасается совместных фото с Грином, так как это может вызвать некоторые вопросы и повлиять на деловую репутацию. В рамках стенда также прошли сессии по трансформации городов от департамента градостроительной политики Москвы и "умным" районам от "Мосинжпроекта". В целом все сессии мало чем отличались от прошедших, например, на недавнем "Урбанфоруме" в Москве. На некоторых посетителей было едва ли не меньше, чем выступающих. В первый день сессий на стенде было четыре, на второй – одна. После того, как он опустел, освободившиеся стулья с удовольствием использовали иностранцы, которые не смогли уместиться на переполненной площадке Дюссельдорфа по соседству. Если в прошлом году самым высокопоставленным представителем российской делегации был руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, то в этом им стал глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. Возглавившая в начале года Москомстройинвест Анастасия Пятова, по словам знающих людей, не смогла приехать, потому что ее присутствие необходимо в Москве для решении проблем с ЖК "Царицыно". По этой же причине Тимофеев пропускал Expo Real 2017. Что делать Между тем некоторые признавали, что интерес к стенду был бы выше, если бы чиновников высокого уровня было побольше. "Серьезным толчком стало бы присутствие мэра", – считает, например, Обайдин. По мнению представителя PPF, эффективность российского стенда можно было бы повысить, делая сессии более точечными, в том числе с презентациями конкретных проектов. Он также выразил надежду, что ситуация изменится при улучшении инвестиционного климата на российском рынке, подчеркнув при этом, что конкретно его компания в России чувствует себя неплохо. Глава Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова заявила, что деловую программу впредь можно сделать более насыщенной, увеличив в том числе количество иностранных спикеров. Гендиректор "РГ-Девелопмента" Татьяна Тихонова отметила, что на российском стенде мероприятия носят скорее дискуссионный характер, хотя сама выставка склоняется больше в сторону переговоров. У нас же специальной переговорной зоны не было вовсе, сетовали некоторые. По мнению Шарапова, россиянам стоит попробовать приезжать сюда не в надежде привлечь инвесторов в свои проекты, а с предложениями каких-то услуг. Например, могли бы быть востребованы наши архитекторы или опыт проектировщиков. А еще глава Becar в очередной раз посоветовал представителям российских компаний учить английский язык, чтобы слышать других и уметь донести свои предложения. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Россияне вновь съездили на Expo Real для галочки
© РИА Недвижимость