Музыкальный авангард прозвучал в музее
В Международный день музыки, 1 октября, в Иркутске состоялось беспрецедентное по своей сути культурное мероприятие. В большом зале Иркутского художественного музея впервые выступил известный во всем мире Московский ансамбль современной музыки, музыканты которого виртуозно исполнили произведения русских композиторов-авангардистов ХХ века. Организатором концерта «Путешествие русского авангарда» стал Издательский дом «Восточная Сибирь», уже не в первый раз устроивший в родном городе неординарное культурное событие.Послушать музыку Сергея Прокофьева, Альфреда Шнитке, Артура Лурье, Эдисона Денисова, Дмитрия Шостаковича и других композиторов-авангардистов ХХ века в необычной обстановке — большом зале Иркутского художественного музея — собралось более 120 человек. Сотрудникам музея даже пришлось немного задержать начало концерта — не хватало стульев для всех пришедших. Выступления академических музыкантов с большим именем и серьезной программой проходят здесь, прямо скажем, не часто. И для организатора концерта — Издательского дома «Восточная Сибирь» — тоже был определенный риск. Впрочем, все состоялось и прошло более чем успешно. В окружении картин XIX века (сейчас в этих залах проходит масштабная выставка «Завещано потомкам») из собрания Владимира Сукачева, который для своего времени был прогрессивно мыслящим человеком, музыка русского авангарда прозвучала замечательно. «Для нас это было очень важное выступление, потому что, по сути, мы открыли для себя новый город и наконец-то пообщались с его аудиторией, — говорит директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), музыковед Виктория Коршунова. — Как мне думается, представление и популяризация современной академической музыки вовсе необязательно должны происходить в сотрудничестве с концертными или филармоническими организациями. Мы очень ценим и имеем богатый опыт взаимодействия с различными культурными институциями и учреждениями не концертного толка. Множество раз мы выступали в различных культурных центрах, галереях, музеях и на иных площадках, в том числе под открытым небом. И отсутствие академической сцены зачастую дает большее взаимодействие со зрителем, так сказать без барьеров. Иркутск как раз подтверждает эту мысль. Мы были просто поражены реакцией публики и, честно говоря, не ожидали, что будет такой живой и настоящий прием».Публика действительно очень тепло встретила музыкантов: по завершении выступления слушатели стоя аплодировали артистам. Кстати, среди зрителей был замечен председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Сокол, который остался после концерта, чтобы лично выразить свою благодарность ансамблю.Виктория Коршунова также поделилась впечатлениями от выступления в музейном зале: «Акустика, на мой взгляд, только способствовала музыке, я бы назвала ее благодатной, и даже благодарной. В таком зале хочется экспериментировать с самой разной музыкой. Если у нас получится посотрудничать и еще раз приехать в ваш замечательный город, я бы хотела сделать программу с американским и русским минимализмом, где можно было бы сочетать более громкую и, наоборот, очень тихую музыку. Во всяком случае все музыканты сказали мне, что очень хотели бы вернуться в Иркутск и выступить здесь еще раз. Мне кажется, иркутский художественный музей — это прекрасное место для проведения концертов камерной музыки».Надо сказать, что программа концерта оказалась не простой и не вполне привычной для иркутской публики. Все-таки авангард, а тем более современные академические композиторы звучат в Приангарье совсем не часто. «Мы посвятили наш концерт музыке композиторов, которые творили в 20-30-е годы прошлого века и входили в Ассоциацию современной музыки, а также композиторам-шестидесятникам, которые продолжили эти идеи. Кстати, и наш коллектив, созданный в 1990 году, тоже был частью Ассоциации современной музыки, и с этого времени российская современная музыка, к счастью, развивается довольно активно, появляются все новые имена, и их творчество становится известно не только в России, но и за рубежом», — отметила Виктория Коршунова.Таким образом, сам концерт оказался своего рода экскурсом в историю музыки ХХ века, которой МАСМ уделяет больше всего внимания. Несмотря на то, что в их репертуаре есть много разных программ, музыканты более всего сосредоточены на продвижении именно русской музыки ХХ и ХХI века. Собственно, это входило в задачи основателя коллектива, композитора Эдисона Денисова и его ученика Юрия Каспарова. Стоит добавить, что музыка ХХ века сегодня звучит крайне редко не только в Иркутске, но и по всей стране. «Даже в Москве программы симфонических оркестров далеко не всегда включают музыку авангарда. Конечно, Шостакович и Прокофьев — это счастливое исключение из правил, но и они звучат далеко не полно. А о менее известных именах вообще практически никто не вспоминает. Поэтому остается много белых пятен в истории русской музыки. Такие имена, как Николай Рославец, Леонид Половинкин, Артур Лурье, Иван Вышнеградский, Александр Мосолов, это все наше наследие, которое необходимо знать, чтобы лучше понимать русскую культуру», — уверена Виктория Коршунова.