Москва, 8 октября. Ассоциация менеджеров провела форум "Будущее управленческих профессий" (16+) в рамках цикла мероприятий, посвященных 20-летию организации. Модератором пленарной секции выступил Кирилл Токарев, ведущий РБК ТВ. Участники делового события к перспективным навыкам успешного лидера будущего причислили все те, что имеют отношение к процессу коммуникации, эмоциональный интеллект, умение брать ответственность, заботиться об охране окружающей среды. "Новые времена несут с собой новые вызовы, заново перекраивая границы профессий и отраслей. На форуме мы обсудим, как и где найдут свое место менеджеры в новом технологическом укладе в эпоху тотальной цифровизации и наступающего искусственного интеллекта, какие новые компетенции и управленческие подходы потребуются для развития бизнеса", - открыл событие Дмитрий Зеленин, президент-основатель Ассоциации менеджеров. И представил портрет топ-менеджера 2019 года, который Ассоциация менеджеров по традиции создает на основе опроса участников рейтинга "ТОП-1000 российских менеджеров", опубликованного "Коммерсантом". Если в прошлые годы разрыв между топ-менеджерами мужчинами и женщинами сокращался, то в этом году снова увеличился и составил 61% к 39%. Средний возраст участников рейтинга – 41 год, в браке находятся 79% руководителей. В топ-15 наиболее важных навыков и компетенций, которые топ-менеджеры считают критически важными для своей профессии, вошли креативность, быстрая обучаемость и быстрое освоение новых технологий в рамках своего профессионального функционала, умение работать в условиях неопределенности, эмоциональный интеллект, умение видеть и учитывать бизнес-драйверы из других профессиональных областей внутри компании. Ответили топ-менеджеры и на вопрос об инвестировании в цифровые технологии: 48% респондентов считают, что еще рано подводить итоги и рассчитывать отдачу от инвестиций. В то же время треть менеджеров отмечают, что инвестиции в цифровые технологии окупились в их компании. Форсайт-исследование "Будущее управленческих профессий" представил Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Результаты масштабного исследования показали, как глобальные тренды влияют на конкурентоспособность компаний и изменяют компетенции топ-менеджеров. Среди ключевых вызовов, на которые стоит обратить внимание, - тотальная цифровизация экономики; переход к экономике впечатлений, шеринг-экономике; усиление экологических требований; кастомизация продуктов и услуг; неизбежное старение населения - объем "серебряной экономики" оценивается в $15 трлн. В топ-5 навыков и компетенций, которые будут наиболее значимы для высшего руководителя через пять лет, вошли: умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде; эмоциональный интеллект; комплексное многоуровневое решение проблем; высокие способности к обучению; разработка видения и умение объединить людей вокруг него; способность к критическому мышлению. "Может быть, наше российское умение находить решения в ситуации "надо было вчера" и есть та уникальная компетенция будущего?" - заключил эксперт. Раиса Полякова, генеральный директор KFC в России и СНГ, поделилась видением трех главных задач, стоящих перед лидером. Он должен совершенствовать свои компетенции, быть катализатором изменений внутри компании и принимать на себя ответственность за позитивные перемены в обществе. "Мы – те люди, которые должны преобразовывать окружающий мир: участвовать в разработке законодательных инициатив, обсуждать профессиональные стандарты, развивать социально значимые проекты", - пояснила Полякова. "Давайте учиться у стартапов, их тысячи успешных, и есть чему поучиться. Зачастую они обходятся без жестких функциональных привязок. Но надо признаться, что как только некий стартап, будь то Uber или в свое время Yandex, Google, превращается в корпорацию, становится публичным и понятным для инвесторов, он обрастает функциями. Функции – неизбежные детали управления большой корпорацией. Внутри корпорации могут быть маленькие команды, в которых функции смешиваются и далее управляются неким лидером, некой идеей", - призвал генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Василь Лацанич. Говоря о том, что топ-менеджеры должны смотреть в будущее, генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Василь Лацанич сформулировал тезис "нужно менять работу, задачи, окружение". "Что касается профессий, то большинство из них будут существовать и пять, и десять лет, но их значение серьезно изменится. Люди не исчезнут под влиянием роботизации, изменятся их роли так же, как поменялись наши", - резюмировал спикер. "Главным активом любой компании становится человеческий капитал. И до сих пор было странно насколько бесхозно мы как руководители к нему относились. В свое время лордом Кельвином была произнесена фраза: "Нельзя улучшить то, что нельзя измерить". Мы никогда не пытались в режиме реального времени измерить счастье нашего человеческого капитала. Теперь это стало возможно с помощью искусственного интеллекта", - продолжил дискуссию Давид Ян, основатель и председатель совета директоров группы компаний ABBYY. "Конечно, искусственный интеллект становится частью нашей повседневной и корпоративной жизни", - констатировал Ян. О том, как роботизация повлияет на будущее управления, высказался Александр Чуб, президент группы компаний "Русские Башни": "Несмотря на быстроизменяющийся мир, роль человека в процессе принятия решений остается незаменимой константой. Меняются, усовершенствуются лишь средства, которые помогают более обоснованно и оперативно принимать решения. Роботизация и искусственный интеллект относятся к тем категориям и обстоятельствам, которые должны сделать жизнь человека более эффективной, качественной и яркой, поскольку позволят не тратить время на рутинные действия и операции, высвобождая его для решения творческих задач". "Россия является признанным лидером по качеству и уровню развития человеческого капитала во всем мире. Однако уже сейчас мы видим, что руководители бизнеса в России столкнутся с теми же вызовами, которые возникают при адаптации к Четвертой промышленной революции", - отметил Иан Коулберн, главный исполнительный директор "Делойта", СНГ. Филипп Пегорье, президент ALSTOM Россия, коснулся этического аспекта взаимодействия искусственного интеллекта (AI) и человека, а Александр Чуб, режиссер, обладатель "Серебряного Георгия", объяснил, почему AI не сможет перевесить значимость работы человека. На дальнейших четырех сессиях форума модераторы консолидировали мнения профессионалов по поводу будущего управленческих профессий в базовых сферах. Тренды в коммуникациях: Александр Цыпкин, публицист, председатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров: "Первый тренд – цифровизация в том смысле, что каждый стал средством массовой информации. Второй – популяризация офлайн, офлайн-встречи становятся все более популярными: мы переели цифры. Третий – все более ценными становятся такие навыки, как эмпатия, симпатия, креатив". В финансах: Максим Лапин, финансовый директор Московской биржи: "Получается, что профессия переопределяется с chief financial officer (главный финансовый директор) на chief functional officer (главный функциональный директор). По одной простой причине, что как только кто-то владеет данными, тот начинает владеть ситуацией. И по эффективности маркетинга и воронки конверсий, и окупаемости проектов, и скорости обработки запросов, и так далее. Поэтому сейчас от CFO требуется уметь вникать в любую тематику через финансовый срез. Но не самому, а через управление командой". В маркетинге: Артем Засурский, вице-президент по стратегии АФК "Система": "Функция классического маркетинга будет со временем все больше дисконтироваться по мере развития новых технологий. Искусственный интеллект позволит еще глубже анализировать и лучше понимать потребности и особенности поведения потребителей. А за человеком с креативным мышлением останется формирование этих потребностей и поиск наилучших способов их удовлетворения. Для этого нужно отлично разбираться в психологии, когнитивных, социальных науках и обладать таким набором soft skills (гибкие навыки), которые пока не доступны машине". В HR: Елена Витчак, профессор Сколково: "Ключевые тренды – повышение производительности труда, повышение уровня компетентности персонала, что делать с компетенциями: учить – не учить, развивать – не развивать, от концепции long-life-learning (непрерывное образование) никуда не деться, люди будут менять профессии". Генеральный партнер: Аэрофлот. Официальный партнер: СУЭК. Официальный партнер: ВымпелКом. Партнер: АФК Система. Партнер: Шереметьево. Генеральный информационный партнер: МИА "Россия сегодня". Генеральный мультимедийный партнер: МИЦ "Известия". Генеральный радиопартнер: Business FM. Стратегический информационный партнер: "Коммерсантъ". Официальный партнер: АЭИ ПРАЙМ. Интеллектуальный партнер: "Российская газета". Организационный партнер: РБК. Конференции. Книжный партнер: издательство ЭКСМО для корпоративных клиентов. Информационные партнеры: ТАСС, "Комсомольская правда", Sostav.ru, АКПП, Про бизнес, "Серебряный Лучник", БОСС, Finversia, Право.ру, Банковское обозрение, МирТесен, CFO Russia, Росспецмаш, Ассоциация финансовых инноваций, Business Exсellence, Банки Сегодня, Rabota.ru, American Chamber of Commerce in Russia. Ассоциация менеджеров – одно из ведущих деловых объединений России. Деятельность Ассоциации менеджеров нацелена на профессиональное развитие сообщества менеджеров, переход к социально ответственным стандартам ведения бизнеса, интеграцию в глобальную экономику. Ассоциация менеджеров образована в 1999 году. За годы работы Ассоциация зарекомендовала себя как независимая экспертная площадка для выработки консолидированной позиции бизнеса по наиболее острым социальным и профессиональным вызовам, которые стоят перед руководством крупных российских предприятий, обществом и властью.