Не купить мерседес — и создать театр

Идея, которая однажды пришла в голову актёру и телеведущему Артему Данину, постепенно переросла в заманчивый для московских артистов проект, а затем — в новый театр в историческом месте столицы — Московский драматический Театр современной драматургии. О нем Данин и его коллеги говорят как об осуществившемся театральном старапе. О том, как родилась сама идея нового театра, независимого от бюджетов разных уровней, художественный руководитель театра Артем Данин рассказал в интервью «Инвест-Форсайту». К сцене через ТВ — Артём, как все начиналось? Каким был первый импульс к тому, чтобы взять и придумать новый театр в Москве? — Немаловажным обстоятельством того, что мы придумали, а потом организовали в 2019 году новый частный театр в Москве, стало — пусть это вас не удивит — наше увлечение всем, что связано с камерой, с эфиром, с записью. И я очень рад, что работал в телекомпании «Красный квадрат». Телевизионный опыт сейчас оказывается мне очень кстати в процессе руководства Театром Современной драматургии. Причём на ТВ я пришёл не как актёр, а как тележурналист, как редактор, сделал несколько передач для программы дирекции развлекательного телевидения Первого канала «Главный котик страны». Основной замысел создателей проекта был в том, чтобы, как ни пафосно это звучит, уменьшать количество агрессии, накопленной в обществе, если конкретнее — делать людей добрее по отношению к братьям своим меньшим. Акцент же в моей работе был сделан на коммуникацию с известными людьми: я их искал, находил и приглашал на программы. Думаю, не только мне запомнились эфиры с участием балетмейстера Аллы Духовой, певиц Татьяны Булановой, Натальи Гулькиной. Вёл программу Сергей Шнуров. В чем здесь специфика роли, которую я должен был выполнять и которая мне ныне весьма пригождается? Не секрет, что многие, даже самые яркие, звёзды раскованы и эффектны в своём привычном амплуа, когда поют или играют со сцены. Но нередко бывает, что если они попадают на ток-шоу — когда им нужно быть не только артистом, но и гостем передачи, комментатором того или иного события, — они становятся зажатыми и сильно проигрывают на экране как медиаперсоны. Моя задача в проекте заключалась в том, чтобы их готовить к самым неожиданным ситуациям, которые с ними и с партнёрами по телевизионной площадке могут произойти. В моей жизни было еще несколько интересных ТВ-проектов. Один из них — «Песенка года с Ангелиной Вовк». Ещё я был ведущим на всероссийском чемпионате «Абилимпикс». А позже олимпийская чемпионка Ирина Слуцкая пригласила меня провести проект «Ходи, Россия!», который прошел в 12 городах нашей страны. Как раз параллельно я заканчивал ГИТИС. Надо было думать, естественно, о том, как зарабатывать в Москве деньги, а не сидеть на шее у родителей. Я искал способы реализации, связанные непосредственно с театром. Первый результат не заставил себя долго ждать: уже в январе текущего года на театральной карте Москвы появился новый адрес — Театр Современной драматургии (ТСД). На премьере спектакля «Однажды в Одессе» с Галиной Коньшиной Быть хозяином театра — Как коллеги восприняли появление нового игрока на театральной рынке столицы? — Чтобы говорить о реакции театрального сообщества, нужно обязательно учитывать общую ситуацию, с которой сталкиваются многие и многие мои начинающие коллеги, когда они ежегодно оканчивают ГИТИС и другие театральные и вообще творческие вузы. Она отнюдь не радужная. Выпускники понимают (не сразу, но неизбежно): они, в своём подавляющем большинстве, на профильном рынке труда никому не нужны. Особенно в Москве, где театров, как известно, много, но в них крайне редко бывают открытые вакансии. Часто бывает, что выпускники, если им уж совсем не удаётся устроиться по своей прямой театральной специальности (актёром, если это касается, например, меня, как записано в моём дипломе), находят себя где-то «на задворках», около профессии. Меня лично этот вариант не устраивал изначально. Я прекрасно понимал: даже если в самом начале своей карьеры я хоть немного отступлюсь от профессиональной кухни, потом мне будет очень трудно в неё вернуться. А утратить накопленные навыки, потерять, что называется, профессиональную форму, можно в два счёта — даже невзирая на то, что тебе нет еще двадцати пяти, а сил и здоровья, как тебе кажется, хватит на всё. Хотя — вы удивитесь — где-то до курса третьего я о театре как о главном месте своей будущей работы как раз не думал. Мои педагоги, прежде всего мой мастер в институте, народный артист России Валерий Гаркалин, видели во мне главным образом киноартиста. Тем не менее я понял, что без игры на сцене, без прямого контакта со зрителем никакое кино, никакие современные сериалы не смогут мне дать то, что может дать театр. Но с одной важной поправкой. Тот театр, где я сам буду не только актером, не только режиссером, но и, можно сказать, в буквальном смысле хозяином. Спектакль «Тёща» — Как материализовались эти смелые устремления? — Первым спектаклем ТСД стал «Тёща» — вариант известного, широко идущего в российских театрах спектакля «Здравствуйте, я ваша тёща!». С него фактически и началась биография Театра Современной драматургии. В сентябре сего года новый сезон мы открыли премьерой «Однажды в Одессе» с участием заслуженной артистки РФ, звезды программ «Аншлаг», «Смехопанорама» и «Большая разница» Галины Коньшиной. Также, несмотря на молодой — даже, строго говоря, младенческий возраст театра, — мы разработали свою гастрольную стратегию, считая, что без гастролей вряд ли можно серьёзно говорить о нормальном развитии театра. Пока мы успели побывать только в «ближнем замкадье» — Рязани, Туле, Щёкино, Клину, Кимрах. Но, несомненно, это только начало. На дистанции от госфинансирования — У вас частное учреждение по всем документам, по уставу в частности. В то же время, Артём, не было ли у вас искушения выстроить какую-либо форму партнёрства с теми или иными государственными институциями — столицы или федерального уровня? — Да, в первые месяцы у меня действительно были соблазны «посылать в космос» сигналы и в комитет по культуре Москвы, и в Минкульт о смежном субсидировании. Но я воздержался от этого и сегодня очень рад тому, что театр абсолютно лишён государственного или муниципального финансирования и, соответственно, внешней опеки. Знаете, какая ещё немаловажная причина её неприятия мной?.. Если бы мы пошли на такой вариант, то, на первый взгляд, должны были радоваться, так как у артистов появились бы фиксированные ставки оплаты, хоть какая-то видимая стабильность. Но беда в том, что эти ставки маленькие! Они не дают возможности артистам даже сносно существовать в городе Москве, элементарно восстанавливать свои силы после спектаклей. — Какой юридический статус у театра? — У нас ИП. Я одно время хотел статусу придать что-то «торжественное», чтобы в именовании звучало словосочетание «учреждение культуры», но потом так и решил оставить ИП. Чтобы быть ближе к народу. — Стартовый капитал для ТСД — каким он был? — Ну, теперь этот процесс ёмко характеризуют мои друзья: те деньги, которые я мог бы легко потратить на покупку условного нового мерседеса, я вложил в театр. То есть поступил «в чистом виде» как предприниматель: заработав деньги в одном месте, инвестировал их в принципиально иное направление деятельности. Многие взрослые и уже, скажем так, в солидном возрасте актёры, режиссёры, продюсеры не раз мне в общении высказывались недоумённо: как ты мог пойти на этот риск?.. Я всегда отвечаю так: по сравнению со всеми вами я слишком молод, и мне — в случае неудачи — просто терять было нечего. Спектакль «Не друзья» — А как вам удалось найти пристанище для своего театра в самом центре Москвы — в районе Арбата, в Филипповском переулке, — где цены на недвижимость, прямо скажем, кусаются? — Я являюсь художественным руководителем Театрального дома «Старый Арбат». Это автономная некоммерческая организация (АНО), расположенная по тому же адресу, что и театр: Филипповский переулок дом 11, стр. 2. Под руководством Управы муниципального района Арбат в «Старом Арбате» проводятся различные социальные программы культурно-досуговой деятельности для населения округа: утренники, кинопоказы для детей и пенсионеров, мастер-классы с интересными людьми. Также под крышей Театрального дома когда-то существовала труппа одного московского театра, в котором я играл роли. В один момент этот театр перестал показывать спектакли. Вместо него на исторической сцене свои постановки начал ставить я. Также определённым финансовым подспорьем театру служит недавно открывшаяся при нём платная Школа актерского мастерства. Но, замечу, билеты на наши спектакли недорогие; по крайней мере, мы стараемся не отходить от политики доступности билетов: в среднем сейчас она колеблется в пределах 400–600 рублей. Помимо этого, мы не стесняемся делать театр площадкой для проб и ошибок наших коллег самых разных творческих профессий: у нас проходят практику молодые и талантливые продюсеры, артисты, звукорежиссёры. Беседовал Алексей Голяков

Не купить мерседес — и создать театр
© Инвест-Форсайт