Первые залпы бюджетной войны. О чем пишут в соцсетях 30 сентября

У экспертов — две главные претензии к бюджету, разработанному Кабмином Алексея Гончарука. Первая — документ сырой, изобилует общими фразами об экономическом росте. Вторая — непонятно, чем бюджет планируют наполнять. Экономическая маниловщина команды Владимира Зеленского в этом законопроекте приняла угрожающие масштабы. Если к этому добавить несколько крайне спорных предложений, таких как легализация игорного бизнеса и добычи янтаря, можно утверждать, что уже в ближайшее время критика правительства станет гораздо более акцентированной. А после попыток реализовать подобные мечтания «новых либертариацев» украинскую экономику неминуемо ждет новый виток перманентного кризиса. Подобную мысль высказывает политолог Кирилл Молчанов, который подчеркивает, что проект бюджета 2020 года, внесенный в украинский парламент, изобилует малореалистичными предложениями и общими словами об экономическом росте. «Чем ближе бои за бюджет в парламенте, тем больше вопросов, а с чего Гончарук собирается его наполнять? Откуда возьмется рост экономики на обещанные 5-7%? Вообще, тот текст, который молодой премьер внес 15 сентября, вызывает все больше вопросов, в основном философско-риторического характера. В целом из озвученных новаций для экономического роста премьер активно муссирует открытие рынка земли, что в целом даст прирост, но вот только в 4-м квартале, ведь открывать планируют лишь с 1 октября 2020-го, так что это даже на 1,5% ВВП не потянет», — написал политолог на свой странице в соцсети Facebook. Молчанов уверен, что остальные идеи еще менее реалистичны: легализация рынка янтаря и казино при пятизвездочных отелях, вряд ли хоть как-то повлияют на наполнение бюджета. А на повторяемые как мантру заклинания Гончарука о борьбе с коррупцией и детенизации экономики эксперт предлагает вообще не обращать внимания. «В данном случае новая власть решила взять на вооружение хорошо избитые временем старые и проверенные методы, в виде увеличения фискальной нагрузке. Сейчас много в экспертной среде говорят о нашумевшем законопроекте №1210, который можно охарактеризовать одной фразой — смерть отечественной металлургии», — уточняет Молчанов. По мнению политолога, если этот абсолютно сырой законопроект, будет принят в нынешнем виде — Украина действительно может стать чисто аграрной державой. Так как потеряет десятки тысяч рабочих мест и останется без миллиардов долларов инвестиций. «И это потери не только Ахметова или Жеваго. Это потери отдельных городов, малого и среднего бизнеса, простых рабочих, в конце концов. И это в условиях явного несоответствия этого горе-текста Бюджетному и Налоговому кодексам», — уверен эксперт. Другая проблема украинской экономики состоит в том, что из-за мощного притока спекулятивного капитала на рынок ОГВЗ, у многих складывается иллюзия о хороших инвестиционных перспективах. Однако принимая этот крайне спорный тезис, крайне сложно разработать реалистичный бюджет. Так, украинский экономист Даниил Монин утверждает, что если правительству не удастся перенаправить приток спекулятивных денег в реальный сектор, Украине грозит скачкообразная девальвация национальной валюты. «Сейчас укрепление гривны — скорее искусственное и связано в основном с притоком, прежде всего, спекулятивного капитала. Также, вероятно, уменьшился отток прибыли из Украины. Это связано как с положительными ожиданиями бизнес субъектов, так и с вероятным запуском рынка земли в 2020 году. Соответственно, на Украине с моей точки зрения началось накопление капитала под запуск рынка земли», — полагает эксперт. В то же время, по словам Монина, Украина начинает накапливать экономические риски. «Если удастся реализовать приток денег в развитие экономики и реального сектора, то Украина пойдёт вверх в своём развитии. Если нет — при смене ожиданий с позитивных на негативные, нас ждёт скачкообразная девальвация. С оттоком спекулятивного капитала.», — утверждает Даниил Монин. Тему опасности массового захода в украинскую экономику спекулятивного капитала поднимает и экономический эксперт Виктор Скаршевский, который считает, что он дает лишь ситуативное укрепление национальной валюты, в целом оказывая негативное влияние на экономику Украины. «С начала года нерезиденты увеличили свой портфель гривневых ОВГЗ в 15,4 раза. Для покупки гривневых ОВГЗ нерезиденты продают доллары, увеличивая таким образом предложение иностранной валюты. Приток спекулятивной валюты от нерезидентов с начала 2019 года составил $3,8 млрд, что в 10,5 раз превышает аналогичный показатель прошлого года ($370 млн). Данный фактор сыграл и продолжает играть ключевую роль в укреплении гривны и удешевлении доллара, который с начала года подешевел на 12,2% — с 27,5 грн/$ на начало года до 24,1 грн/$ (на 27.09.2019)», — поясняет экономист. При этом Виктор Скаршевский обращает внимание на существенный риск для украинской экономики. «Деньги от проданных ОВГЗ идут на финансирование дефицита бюджета, а не на реализацию инвестиционных проектов. То бишь, на проедание. А заоблачные проценты выплачиваются из бюджета, т.е. из денег украинских налогоплательщиков. На фоне 15-кратного увеличения притока спекулятивной валюты, прямые иностранные инвестиции на Украину в этом году (как и в предыдущие несколько лет) продолжают сокращаться. Спекулятивная валюта от нерезидентов (в отличие от прямых иностранных инвестиций) как зашла на Украину, так в любой момент из нее может и выйти», — поясняет Скаршевский. А вот главный аналитик по вопросам налоговой политики Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин считает, что бюджет на 2020 год ужесточает налоговую политику в угоду макрофинансовой стабильности и спокойствия внешних кредиторов. «Фактически украинские экономические власти действуют, прежде всего, как агент влияния МВФ. Украина продолжает оставаться в фискальной ловушке: высокие неэффективные расходы бюджета и высокие налоги, которые никто не платит. Яркий пример — общественный консенсус о невозможности платить в белую налоги с зарплат, в тени до 200 млрд грн (около 500 млрд руб)», — подчеркивает аналитик. Черкашин приходит к выводу, что отказ правительства от радикальных экономических реформ равносилен отказу от независимости страны. Еще одной «смелой» экономической идеей новых властей провозглашается стремление ввести в экономический оборот криптовалюту, что якобы позволит получить новые налоговые поступления. В жизнеспособности данной затеи сомневается глава Национального банка Украины в 2010-2012 годах Сергей Арбузов, который подчеркнул, что чиновники Кабмина рассуждают о криптовалюте, не понимая всех опасностей при ее применении в масштабах государства. «Вице-премьер-министр цифровой трансформации Фёдоров предложил легализовать криптовалюту на Украине. Возможно, с точки зрения развития новых технологий это полезно. Допускаю, что возникнут дополнительные налоги в случае легализации рынка криптовалюты. Хотя все это сомнительно», — рассуждает он. Арбузов напоминает, что проводить такой эксперимент в стране где долларизация составляет 50 % и такой же объем теневого бизнеса, при этом имея устойчивый дефицит торгового баланса — верх экономического безумия. «О криптовалюте хорошо рассуждать, когда ты отвечаешь только за свой бизнес, и очень опасно примерять этот инструмент в масштабе государства, особенно не понимая последствий», — убежден Арбузов. В целом завсегдатаи соцсетей приходят к выводу, что госбюджет-2020 пока — откровенно поверхностный и популистский.

Первые залпы бюджетной войны. О чем пишут в соцсетях 30 сентября
© Украина.ру