Шаман и крупа: "Боковое зрение" с Алексеем Титовым
Смысл рубрики: дать читателю возможность не утонуть в море информации и получить в коротком тексте «выжимку» по резонансным и обсуждаемым темам недели. Инфа – только из Интернета, телевизор я не смотрю лет 10. Название «Боковое зрение» отражает два аспекта. Во-первых, смотреть в бинокль на ежедневные лавины статей и сюжетов – всё равно, что смотреть на солнце без защитных очков. Боковое зрение позволяет фильтровать и не ослепнуть. В мои обзоры будут попадать только резонансные темы, которые видны даже без пристального наблюдения. Во-вторых, само слово «боковое» означает большой шаг в сторону от трендов и официоза в подаче информации. Только авторский взгляд и авторские оценки. В обзоры буду брать только то, что интересно мне. Надеюсь, вам тоже будет интересно. Wellcome! ОДА «КРУПЕ» На главной библиотеке Костромы повесили табличку с отсылкой к истории книгохранилища. Надпись гласит, что библиотека носила имя Крупской, а в народе называлась «Крупа». Я не знал, что имя первой комсомолки исключено из названия библиотеки 9 лет назад. Да это и не важно. Мне трудно представить, каким Божьим промыслом выживает библиотека сейчас, в эпоху Интернета. Но четверть века назад я был здесь частным гостем и нередко «попадал в пробку»: во вместительных читальных залах не было свободных мест. Помню, книжку про чайку по имени Ливингстон я целиком прочитал, стоя у окна в отделе каталога. Я учился тогда в ярославском универе и приезжал в Кострому готовиться к сессии. Сдаешь в гардеробе одежду, берешь какой-то листочек посещения на столике между первым и вторым этажом и идешь выше, где два читальных зала – большой и малый. Мне нравилось в малом. Камерная обстановка. У тебя свой столик, заваленный учебниками, и своя настольная лампа.Тишина и магия. Наведывался я сюда не только по учебным надобностям. Часто брал художественные книги, которые тогда либо еще не печатали, либо на них не хватало стипендии. На первом этаже я особо жаловал отдел периодики. Тогда в топе у меня был журнал «Иностранная литература». Я набирал сразу номеров по пять и бросал их в свой хиппанский рюкзак до следующего визита в «периодику». Не помню уже зачем, но иногда я заходил в какой-то отдел на втором этаже (который налево, если подниматься снизу). Там на стенах обычно висели картины местных художников. Такие регулярные выставки были. Я ничего не смыслю в изобразительном искусстве. И экспонируемых там творцов про себя считал горькими лузерами (тут же не Третьяковка). Но обязательно задерживался ненадолго у каждой картины. Просто из уважения к искусству. В такие моменты я ощущал себя чуваком, поправляющим ленты на венках во время их возложения к какому-то мемориалу. Но остановки у этих картин были частью магического ритуала. А еще был отдел с виниловыми пластиками, которые можно было послушать там же. Как-то я решил приобщиться к опере и взял винил с «Волшебной флейтой» Моцарта. Послушал немного и решил, что это не моё. В то время в моем кассетном плейере играли JimiHendrixи TheDoors. Еще одна важная особенность: тогда в туалетах библиотеки можно было курить. Это круто. Сейчас и не представишь. В те годы я симпатизировал Владимиру Максимову, основателю и издателю эмигрантского журнала «Континент», который тогда печатался в Париже. Я смотрел его редкие интервью по телеку и думал, что вот моя мечта: когда-нибудь стать редактором чего-то интересного. Отчасти эта мечта сбылась. Я поработал редактором местного телеканала, вкусив многое из того, чем когда-то были наполнены мои творческие грёзы. Сбылась мечта, которая формировалась, в том числе, и этой магией посещения главной городской библиотеки под названием «Крупа». Я рад, что застал то время. И благодарен бессребреникам, которые обеспечивали (и каким-то чудом обеспечивают до сих пор) жизнедеятельность этого зыбкого храма, который теперь, в эпоху Интернета, кажется мне миражом. А сколько таких миражей по всему миру? Кстати, некоторые из них попадают в громкие рейтинги. И вовсе не из-за своего прямого назначения. А, к примеру, по архитектурным соображениям. Несколько лет назад английское издание TheDailyTelegraph составило рейтинг «самых уродливых зданий мира». Там 21 строение. И третье место в рейтинге заняла Национальная библиотека в Приштине (Косово). Полный список «самых уродливых зданий» с их фотографиями – вот здесь. Когда я дописал эту свою краткую «оду Крупе», появилось известие, что новую табличку сняли. Она провисела всего два дня. В департаменте культуры испугались бурного обсуждения в Интернете и потребовали табличку отвинтить и спрятать. Вот что рассказал по телефону директор библиотеки Алексей Емельянов. Имя Крупской библиотека утратила по настоянию бывшего губернатора Слюняева, который не любил всё советское. Были разговоры, что библиотеке присвоят имя литературного критика Игоря Дедкова. Но дальше разговоров не пошло, и библиотека осталась безымянной. А идею новой таблички (с упоминанием народного названия «Крупа») предложил уже губернатор Ситников. Поэтому Емельянов высказал уверенность, что через какое-то время эта табличка вновь появится на стене библиотеки. Когда утихнет неожиданная и странная «буря в стакане воды». ШАМАНЫ МНОЖАТСЯ, КАК МИНЬОНЫ В прошлом выпуске «Бокового зрения» я обсуждал хайп вокруг якутского сварщика Габышева, более известного, как Саша-шаман. На тот момент было известно, что шамана «свинтили» на границе Бурятии и Иркутской области по подозрению в преступлениях, совершенных ранее на территории Якутии. Теперь появились подробности. Габышева доставили в Якутск, где он прошел проверку в психоневрологическом диспансере, и отпустили домой. В отношении шамана завели уголовное дело по статье о призывах к экстремистским действиям. Речь – о публичных высказываниях Габышева, которые он делал с марта по май 2019, на старте своего похода в Москву. Шаман сейчас находится под подпиской о невыезде. Ранее верховный шаман России Кара-ОолДопчун-Оол назвал Габышева сумасшедшим, а его заместитель подобрал более вежливое определение –«самозванец». (фото: личная страница Кара-оолаДолчун-оола в соцсетях) Задержание «якутского шамана»дипломатично прокомментировал руководитель Иркутского регионального шаманского центра "Вечно-Синие небо" Артур Цыбиков: «Он борется со своими демонами, растет как личность. Если человеку по божественному знамению, как он говорит, дано, то он пошел бы дальше. Раз его арестовали и увезли — значит у него другое испытание сейчас началось. Это значит у него такая миссия и такой путь. И он должен его пройти». Но история с якутским шаманом не закончилась его задержанием. Теперь другой якут, отставной милиционер из Верхневилюйского усула Александр Барчахов решил подхватить опрокинутое знамя. Он как бы тоже шаман. Тут я не удержусь и процитирую кусок старинной песни БГ: «На юге есть бешеный кактус. На севере - тундра с тайгой. И там, и сям есть шаманы, мама. Я тоже шаман, но другой». Сообщается, что этот новый миньон - шаман намерен ехать к Габышеву, чтобы получить благословение, а затем отправиться на место задержания предшественника и оттуда продолжить его путь. С Барчаховым уже вовсю фоткаются люди, как с продолжателем хайпа. Диванные комментаторы и конспирологи уже выдвинули версию, что новый шаман – это ответ правоохранителей на популярность задержанного Габышева, и что тут действуют по принципу «не можешь остановить процесс – возглавь его». Дескать, Барчахов – отставной мент и засланный казачок. И его цель – превратить затею арестованного Габышева в буффонаду. Я-то считаю, что погружаться в эти шаманские дебри и всерьез их анализировать – верный способ оказаться в психушке (особенно сейчас, в пору осенних обострений). А появление «шамана номер два» очень напоминает мне две вещи. Первое: зеркальный тандем управдома Буншы и царя Ивана Грозного из комедии Гайдая с финальной фразой «и тебя вылечат!» Второе: клип питерской группы НОМ про карлика, снятый еще в 1980-х. Там – история, как некий карлик получил задание испортить лифт, подпилил трос, стал ждать на дне лифтовой шахты, и карлика насмерть прибило упавшим лифтом. Песенка заканчивается словами: «Наготове новый карлик, прокрадется в бензосклад». И, конечно, любой хайп (особенно с мистическим замесом) стимулирует людей творческих. Новосибирский художник Николай Ерёменко нарисовал картину-икону с Габышевым и этим взорвал Интернет. Якутский сварщик изображен с нимбом над головой. «Новосиб» вообще давно имеет славу одной из обителей русского андеграунда. Безработный художник Ерёменко так объяснил мотивы создания картины с шаманом Габышевым: «Однажды мы с одним известным новосибирским поэтом жёстко забухали, и нас посетила отличная идея: устроить акцию "Ходоки к Путину". Мы планировали сделать абсурдную акцию, например, потребовать от Путина, чтобы все бабы были красивыми, или просто, чтобы он дал нам покушать. Но поэт потом закодировался, протрезвел, и акция сорвалась. Когда я весной услышал про шамана, я просто уже не мог не следить за его дорогой. Со временем шаман стал обрастать смыслами и символизмом, и я решил сделать самый простой и наглядный символ». По Сети прыгают сотни фотожаб с шаманом Габышевым. Мне понравилась вот эта. Переделанный кадр из фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). В этой картинке есть и юмор, и сочувствие, и глубокий смысл. И уж раз речь зашла о хорошем кино, я ввожу новый обычай: в каждом выпуске «Бокового зрения» я буду рекомендовать к просмотру какой-нибудь классный фильм, который мало кто видел, но который стоит посмотреть. Кино этого выпуска – «Окраина» (1998, реж. Петр Луцик). Очень хороший артхаус. И речь там как раз о походе сибиряков в Москву в поисках правды (раз уж я столько слов опять сказал о шамане Габышеве).