Кто и что летает в Татарстане? Спойлер: не только чак-чак
К сожалению, другое событие, более важное, тоже связанное с полетами, публичного внимания руководителя Татарстана не удостоилось. Речь идет о проекте беспилотного летательного аппарата длительной протяженности полета «Альтиус», который с 2011 года разрабатывался на производственной площадке казанского ОКБ им. Симонова, а в 2018 году вопреки всем правилам и подписанному госконтракту был передан на доработку Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). Судя по всему, «Альтиус», в отличии от чак-чака, так и не взлетит. Даже несмотря на совместный майский визит президента РФ Владимира Путина и министра обороны РФ Сергея Шойгу в Казань. Как известно, на следующий день – 14 мая - после совещания по ВПК с участием первых лиц генеральный директор и генеральный конструктор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин был снова заключен под стражу. До этого он год на время следствия находился под подпиской о невыезде. С генерального конструктора БПЛА даже сняли часть обвинений, поэтому новый арест привлек еще больше внимания, чем тот, который был инспирирован год назад противниками Гомзина – совладельцем УЗГА Виктором Григорьевым и советником Минниханова Рустэмом Магдеевым. По данным газеты «Наша версия», в этот раз ареста Гомзина добивался министр промышленности и торговли Денис Мантуров – Виктора Григорьева некоторые называют его «кошельком». Но и без Минниханова не обошлось, ведь республиканские силовые структуры подчиняются ему. Президент Татарстана, как полагают, встал на защиту интересов своего влиятельного советника - Рустэма Магдеева. Вот так, из-за двух «кошельков» высоких чиновников отправили в СИЗО инженера-конструктора Гомзина. Задача простая: оправдать будущий провал УЗГА, ведь даже эксперты уверены в том, что у завода Григорьева нет научно-исследовательского потенциала, чтобы заставить полететь тяжелый БПЛА, вырванный с бюджетным финансированием из казанского ОКБ им. Симонова. БПЛА - не чак-чак: сколько медом, то есть бюджетными деньгами, не мажь - не полетит. Тем не менее, Республика Татарстан может похвастаться тем, что некоторые местные летательные аппараты, правда, пилотируемые, все-таки регулярно поднимаются в небо. И об этом видный глава республики-блогер Рустам Минниханов тоже предпочитает не распространяться в личных соцсетях. А ведь мог бы в качестве одного из примеров привести отличный французский самолет Dassault Falcon 8Х (бортовой номер RA-09606) стоимостью более 65 млн. евро, который постоянно перемещает его «тело» из одной точки планеты в другую. Falcon 8X – новейший самолет французской корпорации, а борт RA-09606 был первым самолетом из этой серии, который оказался в России в мае 2017 года. Как сообщалось в пресс-релизах два года назад, «бизнес-джет внесен в свидетельство эксплуатанта компании «Авиасервис» и будет эксплуатироваться в интересах частного владельца». Удивительным образом «частным владельцем» роскошного джета, как отмечают авиафорумы, оказался президент РТ Рустам Минниханов, в распоряжение которого поступил Falcon. Журнал активности воздушного судна совпадает с перемещениями Минниханова и членов его семьи. Вот, например, пресс-служба президента РТ сообщает о том, что 31 марта 2019 года Минниханов совершит рабочую поездку в Бахрейн, а в журнале активности борта RA-09606 мы находим рейс из международного аэропорта Бахрейна в Казань в 20:23. Или в мае выступает Минниханов на форуме Турция-Татарстан в Стамбуле, а самолет его тут как тут - прилетел в Стамбул 15 мая в 11:33. То, что данный самолет Рустам Минниханов даже чисто теоретически не смог бы приобрести на законные собственные средства, становится очевидным после знакомства с его декларацией о доходах – в 2018 году он заработал всего-навсего 8,5 млн. рублей, что по текущему курсу составляет чуть более 100 тыс. евро. Чтобы заработать на этот самолет законным путем, Рустаму Минниханову пришлось бы трудиться 540 лет без перерыва. Нет, конечно, руководитель республики - бодрый и здоровый человек, чего только стоит его упомянутая шустрая пробежка перед Путиным и Шойгу во время их визита в Казань, но даже ему, политическому долгожителю, не под силу такой срок. Купить самолет – это полдела. Пользоваться им тоже недешево. Основной вопрос: за чей счет оплачиваются дорогостоящие перелеты, ведь полетный час Falcon 8X очень дорогой несмотря на модернизированную конструкцию крыла, снижающую расход керосина. И одно дело, когда президент Татарстана летит в Эмираты якобы с целью посещения очередного инвестиционного форума и прихватывает пару дней, чтобы полежать на VIP-пляже 7-звездочного отеля Burj-Al-Arab, но другое, когда речь идет о престижном частном острове Velaa, расположенном на Мальдивах, который, как считается, Рустам Нургалиевич облюбовал в силу наличия на нем площадки для игры в гольф. Но вот что странно: на Мальдивы Рустам Минниханов отправился не на официально-семейном Falcon 8X, а добрался, судя по имеющейся у нас информации, на относительно стареньком Bombardier Challenger 850 (RA-67232). Раньше этот самолет принадлежал компании «Ак-Барс Аэро», а сейчас находится в пользовании влиятельного бизнесмена из Татарстана. Дальность полета Bombardier Challenger 850 в два раза меньше Falcon 8X, поэтому по пути на Мальдивы была дозаправка в Дели. Что же заставило президента Татарстана изменить своему новому комфортабельному Falcon? Причина, вероятно, в том, что на Мальдивы Рустам Минниханов отправился не с законной супругой, а в сопровождении руководителя Агентства инвестиционного развития Татарстана, очаровательной Талии Минуллиной, которая последние пару лет летает с главой республики в зарубежные командировки, в том числе по таким экзотическим направлениям, как Мальдивский архипелаг. С другой стороны, где как не на экзотических островах обсуждать инвестиции в республику и развитие медицинского кластера в Казани, где советник Минниханова Рустэм Магдеев под надзором Талии Минуллиной собирается выпускать мифические японские биочипы для диагностики гриппа и якобы уникальные лекарства от насморка и энуреза «Горижопа» и «Хуитен», на что потратят госденьги ОМС. Говорят, лекарственный проект делается в интересах стареющего босса, и Магдеев лично им занимается, за что, как будто, и получил кличку «Горижопа» в правительственных кругах Татарстана. Коллеги Рустэма считают, что она ему больше подходит, чем старая «опгшная» «Бройлер» - худой и высокий Рустэм Магдеев на бройлера никак не похож, только если на того, который умер своей смертью. Любопытно, что президентский рабочий график в поездках настолько плотный, что руководитель Татарстана часто селит уважаемую Талию Минуллину в своем большом номере, очевидно, чтобы ни минуты не терять в процессе обсуждения инвестиционных планов. Не стал исключением и остров Velaa. Отель Velaa Private Island хорош тем, что у него есть собственное гольф-поле. А Рустам Минниханов, как известно, большой почитатель гольфа – он даже учредил Кубок Президента по гольфу. Талия Минуллина, как выяснилось, тоже любит бить упругой клюшкой по рифленому, морщинистому мячу, и это объяснимо: гольф главный вид спорта для тех, кто занимается привлечением инвестиций. Как тут не вспомнить недавнюю историю, когда Талия публично, будто нарочито отказалась от подаренного ей одним из ее якобы многочисленных воздыхателей Porsche. «Порше» она явно переросла. На острове пара остановилась в номере Romantic Pool Residence, цена на который начинается от $9500 за ночь. Кстати, Рустам Минниханов прибыл на остров с собственным набором клюшек для гольфа. Романтическая неделя на Мальдивах настолько понравилась 62-летнему президенту РТ, что, по словам его тренера по гольфу, англичанина Кристофера Снейпа, глава республики оставил в местном клубе Velaa на хранение свои дорогостоящие клюшки. А нам остается только следить за перемещениями самолетов Минниханова и его приближенных, чтобы в очередной раз порадоваться за Рустама Нургалиевича, когда он посетит остров в Индийском океане. Судя по всему, больше всех будет рад сидящий в казанском СИЗО Александр Гомзин, спроектировавший первый российский тяжелый беспилотник, но не успевший поднять его в воздух, потому что небо над Казанью занято «Фальконами» и «Челленджерами» коррумпированных чиновников и бизнесменов. Ну, и чак-чаком, конечно.