Журналисты или блогеры: кто кого?

Главной темой этого события можно считать современные реалии рынка: господство социальных сетей как среды распростронения контента - от легкого развлекательного до тяжелого информационного. Спикерами стали столичные журналисты и редакторы, которые успешно адаптировали себя или свое издание к социальным сетям и научились зарабатывать там деньги. Надо заметить, что спор о том, нужны ли сейчас в мире традиционные газеты и журналы, телевидение и привычные новостные сайты или их место на свалке истории, длится уже давно. Еще в благословенные десятые годы, в эпоху растущей экономики, высоких бюджетов и рассвета блоггинга, наиболее фанатичные его представители заявляли, что привычные СМИ умерли, ценности от них никакой и вольные авторы из Live Journal скоро забьют последние гвозди в крышку гроба журналистики. Прошло десять лет – и сам ЖЖ, казавшийся году этак в 2010-м бесконечно перспективной платформой, сейчас отходит в небытие куда стремительней так и не вымершей до сих пор журналистики. СМИ, скрипя, плача и теряя бойцов, все же приспосабливаются под завоеванное соцсетями медиапространство. О том, как и под что придется приспосабливаться в этом году, и говорили на Планерке-2019. Меньше букв, больше кадров По мнению большинства спикеров, вся медиасреда идет к тому, что читать люди будут все меньше, а смотреть видео – все больше. И СМИ будут поставлять все больше видеоконтента, для которого будут раскурчивать собственные каналы на YouTube и других платформах. Причем многие эксперты сошлись во мнении, что кроме канала собственного издания отдельно взятым журналистам нужны собственные видеоблоги. Это и способ дополнительного заработка, и готовое портфолио для потенциальных работодателей, и лишний инструмент в привлечении внимания к собственному СМИ. Основным содержимым таких видеоканалов должны стать стримы (то, что на телевидении зовется прямым эфиром) и качественное видео. Сейчас фактически любой пользователь может запустить в социальные сети прямую трансляцию и довольно быстро набрать какую-то аудиторию за счет своей харизмы или способности быть в эпицентре интересных событий. Но у подготовленного журналиста больше шансов вовремя там появиться: он лучше разбирается в информационной повестке, имеет опыт и собственные источники, к тому же, в отличие от большинства блогеров, не отягощен другой работой. Сооснователь телеграм-канал Baza Никита Могутин рассказал, что в их проекте работает целая редакция профессиональных журналистов. За счет этого в том числе они одни из первых осветили тему взрыва дома в Магнитогорске. Но там работал не блогер-одиночка, а целая съемочная группа. Журналист-блогер, известный спортивный комментатор и немного актер Василий Уткин рассказал, как создавал свой канал на YouTube. Почти не вкладываясь в рекламу, просто используя наработанное имя и связи. И он тоже работает над своим блогом не один. Еще один вывод, озвученный собравшимися экспертами: содержимое YouTube сильно меняется. Это раньше был сервис для коротких видео на несколько минут, снятый подростком на коленке. Сейчас для него снимают целые фильмы продолжительностью до нескольких часов, над которыми работает целая бригада с несколькими камерами и дронами впридачу. Конечно, остаются мегапопулярные YouTube-каналы, которые могут принадлежать даже детям, делающим обзоры игрушек. Но сейчас в соцсети, мессенджеры и сервисы уходят известные журналисты и целые редакции. И по мнению экспертов, они могут выживать и зарабатывать в царстве блогеров. Путь блогера Большая часть спикеров высказалась за то, что журналистика должна стать оценочной. При классическом журналистском подходе, репортеру полагается быть беспристрастным при освещении любой, особенно конфликтной темы. Сейчас же читатели и зрители все больше стали ценить не просто сухую информацию о событии, поданную с разных точек зрения, но и мнение того, кто ее сообщает. Это одна из причин популярности блогеров, не скованных журналистской этикой. Чтобы попасть в этот тренд, многие СМИ нацелились именно на эмоции и мнения. Реализовывать этот тренд планируется в соцсетях, которые ко всему прочему куда менее подвержены влиянию законодательства и контролю чиновников. То, что нельзя писать на сайте или в газете, можно опубликовать в Faceboook или ВКонтакте. В таком духе высказывались почти все эксперты в течение работы всего форума. Но в финале выступил бывший журналист НТВ Павел Пивоваров, создавший свой интернет-проект «Редакция». Он сообщил, что в его видеоматериалах на YouTube отличие от того, что он снимал для федерального телевидения, скорее лишь техническое. Убрали закадровый текст, изменили подход к построению видеоряда, добавили больше комментариев... Но принцип безоценочной журналистики оставили – и получили свою аудиторию. Потому что социальные сети – это не закрытая площадка, которую блогеры привыкли считать своей. Это среда распространения контента, куда теперь волей-неволей смещаются профессиональные СМИ. Журналисты не согласны уходить в небытие, они просто станут отчасти блогерами. И последним придется серьезно потесниться.

Журналисты или блогеры: кто кого?
© АиФ Урал