Неразговорчивые братья, которые поют. Как в Рязани живут глухие
Глухие и слабослышащие Вначале нужно определиться с понятиями. Людей с понижением слуха делят на несколько групп (есть разные классификации), но прежде всего нужно различать слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи; может выражаться в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шёпота до резкого ограничения восприятия обычной речи. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата невозможно. Отметим, что «глухонемой» — некорректный термин. Чаще всего глухие вполне способны хорошо разговаривать, но нужны желание и кропотливая работа с логопедом. Жизнь в Рязани Комфортен ли наш город для таких людей? Об этом нам рассказал Роман — его родители глухие, сам он частично потерял слух в детстве, сейчас слышит, но не так, чтобы обходиться без аппарата. «Большая проблема в нашем городе — таблички с названиями остановок: они мелкие, или неудобно висят, или вообще отсутствуют. Глухим часто тяжело объявить, что им нужно выйти на остановке (но хотя бы уже есть звонки в некоторых маршрутках)», — говорит Роман. Также нет рязанских телепередач с сурдопереводом. Все помнят, как в советский период диктора программы «Время» дублировал сурдопереводчик. Сейчас об этом говорят с ностальгией. Кроме того, слышащие рязанцы практически не знакомы с основами жестового языка. В Европе, например, многие могут понимать ему и как-то помочь глухому. Получается, основная проблема в том, что проблемы глухих — незаметны слышащим. Взаимодействие с миром В Рязани есть сурдопереводчики, но они говорят о большой загрузке. Услуги сурдоперевода оплачивает государство, но лишь определённое количество часов, дополнительно человек платит сам. Обычно они нужны при юридических сделках, и здесь переводчики часто выступают в роли толкователей смысла документов и даже советчиков. Присутствие переводчика при сделке обязательно, в бумагах прописываются его данные и факсимиле. Ранее, без этой нормы, у глухих нередко обманом отнимали недвижимость. Переводчики востребованы и при посещении врача, есть есть какая-то серьезная проблема. Но чаще всего пациент и доктор стараются обойтись своими силами. Мифы: закрытость и криминал Сообщество не закрыто, но обособлено. Так сложилось из-за отделения не глухими самих себя, а глухих — государством и, как следствие, обществом. Механизмы интеграции отсутствуют, и порой противопоставление себя слышащему большинству — лишь форма психологической защиты. Роман подтверждает, что в 1990-е годы действительно существовала проблема криминала среди глухих, но тогда с подобным столкнулась вся страна. А маргинальность и иерархичность сообщества существуют по большей части в воображении кинематографистов (см. фильмы «Племя», «Страна глухих»). Образование, профессия, успех Глухие, как правило, учатся в специализированных коррекционных школах, есть такая и в Рязани. Рабочие профессии осваивают в школьных спецклассах и колледжах. Среди людей с нарушениями слуха немало талантливых спортсменов, бизнесменов, есть художники и актёры. Вот только несколько имён рязанцев, которым глухота не помешала реализовать себя: Лидия Сенина — двукратная победительница Сурдлимпиад (аналога Олимпиад для глухих) в лыжных гонках. Алексей Воронов — мастер спорта международного класса, чемпион мира, по греко-римской борьбе среди слабослышащих, семикратный чемпион России. Александр Сидельников — актёр, снялся в том самом нашумевшем фильме «Племя», ведёт YouTube-канал. Ангелина Митюнина — модель, призёр российских и международных конкурсов красоты. На одном из них в творческом номере спела «Нас не догонят» на языке жестов. Жестовая песня Вуз для творческих людей с особенностями слуха есть только в Москве — Российская государственная специализированная академия искусств. В Рязани обеспечивать досуг взрослых старается отделение Всероссийского общества глухих, но студии для детей только начали появляться. Отдельного внимания заслуживает жестовая песня. Это специфический жанр, который родился в среде глухих и слабослышащих людей. По сути, это перевод слов песни на язык жестов с эмоциями, мимикой, движением. «Жестовая песня — это трудоёмкая работа. Особенность такого преподавания в том, что ребёнок не слышит музыку, не знает ритм. Представьте только: глухой ребёнок на сцене, поёт песню. Педагог при этом — слышащий, что помогает найти связь между мирами», – рассказали в профильном отделении студии «Панда-music». Его руководитель Анастасия Каграманян выросла в семье глухих и решила помогать таким людям адаптироваться в обществе. Педагоги уверены, что дети с особенностями слуха могут жить полноценной творческой жизнью среди слышащих, не замыкаясь на глухоте и став равноправными артистами и ценителями искусства. Наш герои и их близкие отмечают, что интернет заметно облегчил им жизнь. Слышащих и глухих теперь объединяет гораздо больше, чем раньше. Стоит продолжить шаги навстречу друг другу, признав, что мы — не два разных мира, а две части одного целого. Ирина Орлова