Полвека на манеже. Донецкий цирк - от свернутых шей до счастливых свободных животных
Цирк в Донецке всегда любили! Даже в те далёкие времена, когда ещё не было знакомого любому дончанину современного здания цирка «Космос». Сегодня именно это здание крепко ассоциировано с донецким цирком, его построили в 1969 году по инициативе первого секретаря Донецкого обкома Компартии Украины Владимира Дегтярёва. Здание построили по экспериментальному на тот момент проекту с крышей-козырьком вместо купола. Начало В Российской империи стационарные здания цирка были далеко не во всех городах, но цирки-шапито периодически приезжали со своими представлениями в каждое более или менее крупное селение. Донецким краеведом Валерием Стёпкиным было обнаружено, что в 1892 году на месте современного 38 дома по улице Артёма находился такой передвижной цирк. Сохранилась даже информация об одном весьма успешном и известном в своё время цирковом артисте из Юзовки. Звали его Григорий Русаков. Это был выдающийся русский борец, атлет, чьё имя стоит в одном ряду с именами Поддубного, Заикина, Луриха и других богатырей. Родился Григорий в селе Злобино Дмитриевского уезда Курской губернии в 1879 году. Есть информация, что работал на одной из шахт Юзовки. Именно здесь в Юзовке Русаков и начал выходить на борцовский ковёр. Будучи тридцатилетним, выиграл ленту «Чемпион Юзовки», после чего его пригласили в Московский цирк. Григорий Русаков участвовал во многих соревнованиях по борьбе. И в России, и за границей. Через какое-то время начал выступать под именем «Белая маска». В 1911-1917 годах был одним из сильнейших борцов не только России, но и всего земного шара. В 1913 году чемпион Юзовки стал чемпионом мира, а через два года в Париже снова подтвердил свой почётный титул. Русаков продолжал бороться вплоть до начала Великой Отечественной войны. Ему было уже за шестьдесят лет. В 30-е годы был репрессирован по политическим мотивам, но его досрочно освободили. Хлопотал Иван Поддубный. О Григории Русакове складывали легенды. Говорили, что он пронёс 200-литровую бочку с пивом из подвала в пивную. На соревнованиях в Англии Русаков вроде бы сломал шею сопернику, за это его хотели посадить в тюрьму, но простили, увидев его бой с быком, которому он тоже свернул шею. Говорили, что однажды Русакову пришлось бороться с необычным борцом — женщиной, которая была щедро натёрта маслом. И он её победил. Схватил за грудь и произвёл бросок. Русаков гнул рельсы на плечах, подковы, сваливал с ног быков, поднимал мельничный жернов. Стационарный цирк Строительство первого стационарного цирка в нашем городе началось 28 октября 1925 года, а открыли его 7 января 1926 года. Из газеты «Диктатура труда»: «Сегодня приступили к строительству цирка на площади вблизи Церабкопа». Это на месте кольца троллейбусного маршрута №2 возле металлургического завода. В этой же газете были прописаны недостатки нового цирка: «Как и всякий цирк, цирк сталинский имеет галёрку. Из-за дешевизны билетов на галёрке всегда очень много народу. К этому касса цирка продаёт на галёрку билетов больше, чем следует. В результате невыносимая давка и духота. Были уже случаи, когда женщины и дети падали в обморок». Цена на билеты колебалась от тридцати копеек до полутора рублей. Представления начинались в половине девятого вечера. Строительство цирка в Донецке лоббировал Фрэд (на самом деле Фёдор, но коллеги называли его именно Фрэдом) Яшинов. Труппа, которую он возглавил, называлась «Коларт» (коллектив артистов). Согласно заметкам, которые выходили в газетах, циркачи выступали отлично, на очень высоком профессиональном уровне. Из объявления от 1928 года: «В помещении цирка Сталино начинается новая программа с лучшими артистами Республики». Через восемь лет после постройки, в 1933 году, цирк сгорел. Здание восстанавливать не стали, скорее всего, что проект был не слишком коммерчески успешным. Через несколько лет вернулись к практике шапито. Постоянным местом его расположения был сначала парк имени Постышева (сейчас — Щербакова), чуть позже Горсад. В середине 30-х был построен цирк в Макеевке, на тот момент он был самым крупным на Украине и вторым по величине в СССР. К сожалению, в 1943 году здание сожгли итальянские солдаты. Маяковский 25 июля 1927 года нарком просвещения СССР Луначарский выдал Владимиру Маяковскому удостоверение. Там указывалось, что его предъявитель отправляется в Харьков, Сталино, Луганск, на Кавказ и в Крым для чтения стихов и лекций. Маяковского в этой поездке сопровождали поэт Семён Кирсанов и организатор выступлений Павел Лавут. 27 июля Маяковский выступил в Луганске на сцене клуба металлистов с докладом «Лицо левой поэзии», а на следующий день с другой программой. 29 июля у Маяковского было запланировано выступление в Сталино, по городу висели многочисленные афиши. Желающих встретиться с известным поэтом, который должен был выступать на арене цирка, оказалось так много, что все они образовали длинную очередь возле цирковых касс. Вечером в зале яблоку негде было упасть! Но! Ни в десять, ни в десять часов представление не началось. Невероятно пунктуальный Маяковский опаздывал. Народ начал волноваться и шуметь. Прямого железнодорожного сообщения между Луганском и Сталино в 1927 году ещё не было. Столичный литературный десант вынужден был ехать вначале в Дебальцево, а оттуда рабочим поездом добираться до Ясиноватой. И вот как раз этот поезд опоздал. Чтобы успеть на выступление в Сталино, Маяковский, Кирсанов и Лавут наняли извозчика. Вот, как это позже описал Павел Лавут: «Равнодушный возница сообщил, что по дороге бывают случаи ограбления пассажиров. Маяковский приготовил на всякий случай револьвер. Семён Кирсанов тоже вооружился: вынул из кармана допотопный наган, притом незаряженный, и гордо сжал его в руке. Ни наступившая темнота, ни выдуманные извозчиком разбойники не пугали Маяковского. Самым страшным для него было опоздать на вечер. Наконец, сотрясая мостовую, тачанка подкатила к цирку». Из дневника Маяковского: «Я поехал читать стихи в Сталино. Этот растущий город омываем железными дорогами. Станций семь подходит к нему, но каждая не ближе чем на десяти-пятнадцати вёрст». Маяковский обеспечил цирку аншлаг! До Высоцкого в наших краях на поэтов так больше не ходили. Говорили, что великий пролетарский поэт смотрелся вполне уместно в цирковом антураже. Был горяч, яростно выкрикивал стихи с арены, сорвал бурные аплодисменты. Выступать со стихами в цирковом манеже было невероятно трудно. Цирк был расположен слишком близко к заводу, поэтому сквозь купол и стены легко проникали все заводские звуки и пронзительные свистки паровозов. Но Маяковского такая обстановка не смутила. Выступление Маяковский начал с рассказа о тяжёлой жизни шахтёров в Америке и Франции. Потом читал стихи. Это были отрывки из поэмы «Хорошо». Также Маяковский горячо говорил о том, что непременно следует бороться за мир на земле. Молодёжь поэт призывал бороться с пережитками прошлого, «калёным железом выжигать всякую дрянь — лодырей, летунов, которые живут по принципу «постоял здесь, мотнулся туда — вот и вся производительность труда». В конце вечера поэт отвечал на вопросы. Выступление продолжалось до двух часов ночи. Ночевать отправились в бывшую гостиницу «Великобритания». Это первая юзовская гостиница и единственная, которая сохранилась до наших дней. Кажется, до конца дней гостиницы на ней будет стоять клеймо, поставленное Паустовским. Он назвал гостиницу зловонным логовом. Утром литературный десант нанял частный старый автомобиль, который доставил их в Артёмовск. Спустя несколько лет после этого выступления Семён Кирсанов напишет: А в цирке — народу тьмущая тьма, до полночи ждут, ожиданьем томясь шахтёры и семьи шахтёров от десяти до пятидесяти лет. Народнейших так не встречают актёров, как встречен шахтёрской семьёю поэт. Полвека назад К столетию Донецка по инициативе Владимира Дегтярёва у Донецка появилось новое здание цирка. Здание современного цирка «Космос» было построено трестом «Донецкгорстрой» по проекту архитекторов из московского института «Гипротеатр» и молодых инженеров из института «Донбассгражданпроект». Было решено отказаться от традиционных форм цирка с куполом, создали уникальное сооружение самых современных линий на 1850 мест. Здание является усечённым цилиндром диаметром 60 метров и высотой 30 метров. Цирк был открыт 26 августа 1969 года, в канун юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию города. На арене донецкого цирка не раз выступали представители прославленных артистичных династий: Дуровы, Филатовы, Запашные, Кио и т.д. В цирке работали прославленные артисты: Юрий Никулин, Олег Попов, Михаил Румянцев, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Людмила и Владимир Шевченко и т.д. Олега Попова вообще можно назвать рекордсменом по выступлениям в Донецке. Он дал более 300 представлений! Вообще за 50 лет существования в Донецке побывали почти все звёзды советского цирка. Цирк «Космос» становился местом, где происходит самое интересное. В середине февраля 1971 года в цирке развернулись съёмки программы «Алло, мы ищем таланты!» Ажиотаж вокруг съёмок этой программы был сравним только с невероятным возбуждением вокруг самых важных футбольных матчей. Попасть в цирк могли или счастливчики, или избранные, или упорные. Наши дни Этой осенью Донецкий государственный цирк «Космос» отмечает полувековой юбилей. С 14 сентября совместно Росцирком он представляют программу «Золотые звёзды манежа». Виталий Смолянец, легендарный дрессировщик, со своим аттракционом «Империя львиц» — наш земляк, родом из Харцызска, народный артист Удмуртии, он впервые выступает на донецкой арене. В 2015 году, спасая людей на обледенелой трассе, укротитель лишился обеих ног. Но уже через год при поддержке семьи и друзей Виталий вернулся на манеж. Сегодня он — единственный в мире артист цирка, выступающий на протезах. Виталий невероятно востребован в цирковой среде, зрители всегда аплодируют стоя силе духа и настоящему профессионализму дрессировщика. Смолянец — самоучка. С другими животными никогда не работал. В профессию Смолянец попал почти случайно. Начал с того, что возил артистов. А потом вышло так, что Сергей Беляков (он работал в цирке администратором, они выросли в одном дворе) предложил Виталию поработать в Забайкальской филармонии. Сергей через какое-то время создал собственный номер, купил животных. Виталий начал работать у него водителем и ассистентом. Чистил вольеры, кормил тигров и львов. Постепенно хищники к нему привыкли. Потом Виталий стал принимать участие в репетициях, когда и без Сергея. А однажды Сергей не успевал на представление и позвонил Виталию, попросил, чтобы тот его заменил. И когда Сергей понял, что боевое крещение Виталий прошёл с честью, сказал: «Работай!» Когда в город пришла война, коллектив цирка «Космос» остался верен своему зрителю. За годы конфликта в Донбассе бесплатные цирковые представления посетили почти 40 тысяч зрителей льготных категорий, среди которых дети и члены семей погибших защитников ДНР, и дети из прифронтовых районов. Мы пережили с вами очень трудные времена. Из воспоминаний директора цирка Юрий Кукузенко: «Возвращаясь к 2014 году, не могу забыть то собрание, потому что тогда очень остро почувствовал, насколько зрелый, сознательный наш коллектив. Когда нам предложили покинуть наш город и уехать неизвестно куда, я помню выступления каждого из вас. Тогда были все равны — от уборщицы до генерального директора. Вы нашли правильные, добрые, человеческие слова. Тогда заявили, что нам нечего уезжать со своей родной земли, от своих домов, от своих родных, друзей. Тогда мы пешком на работу ходили, так как не было зарплаты». Работники цирковой гостиницы — Дома артистов — и все сотрудники тогда принимали беженцев из фронтовых городов, несли им свои собственные вещи, в цирке проходила раздача гуманитарной помощи. В эти праздничные дни Юрий Кукузенко вручил некоторым работникам цирка памятные юбилейные медали в знак признания заслуг перед цирком. Цирк будущего Юрий Кукузенко, руководитель Донецкого цирка, говорит, что в цирке животные живут дольше, чем в дикой природе. Здесь их кормят, лечат и т.д. Животных содержат не в отдельных клетках, а прайдами, что гораздо гуманнее. И я верю Юрию, но мне кажется, что времена, когда человек дрессирует животных и показывает своё мастерство публике скоро канут в прошлое. Времена меняются, человечество постепенно перестаёт хотеть развлечений, которые были оплачены страданиями других. Эволюция человечества выбрала путь этического прогресса. Это очень природно. Раньше в цирке выступали люди с уродствами, это считалось нормальным для того времени. Эти искалеченные люди зарабатывали большие деньги, были востребованы. Дикие животные должны жить на воле. Уже даже маленькие дети, когда узнают правду о цирке, дельфинарии, не хотят идти на представление. Ещё во времена моего детства все спокойно ходили в цирк, никто не рассуждал о страдании животных. Это было немыслимо для тех времён. Более того, если приезжала цирковая программа, в которой не было животных, то и аншлага могло не быть. Сегодня люди готовы поднимать эту тему. Мне кажется, что через век, не позже, люди будут удивляться тому, что их предки держали зверей взаперти, заставляли их выполнять трюки. И самое главное — люди будут изумляться тому, что раньше цирк с животными мог радовать. Удивляемся же мы сегодня, вспоминая цирк, в котором выступали искалеченные люди.