Пенсионная реформа: Власть перекрывает старикам доступ в дома престарелых
На фоне пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста в России задумались и о дальнейшей судьбе «домов старости» - государственных социальных учреждений, в которые помешают одиноких стариков и инвалидов. Газета «Известия» сообщила, что в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ готовят новые нормы и стандарты к строительству и оборудованию домов престарелых. Очень актуально для проводимой пенсионной реформы, которая нацелена сократить срок «дожития». Чем плохи «дома старости» и как их улучшить Пенсионная реформа показала, что власть отказывается от всех социальных услуг. Та же история с домами престарелых. Большая часть из них создавалась еще в советское время. Это, разумеется, сказывается на характере и качестве проживания. Есть, конечно, и новые дома, но их не так много. Современная Россия способна на пенсионные реформы, а не на заботу о стариках. Понятно, что помещение в частный пансионат большинству одиноких стариков не по карману. Теперь, как подчеркивают в Минстрое РФ, дома престарелых должны быть рассчитаны не менее чем на 150 мест. Если пожилой человек или инвалид живет в комнате один, размер жилой площади должен составлять 12 квадратных метров, если вдвоем с соседом – то 18 квадратных метров. Столовые должны быть оборудованы в том же здании, чтобы старикам было проще ходить на завтрак, обед и ужин. Конечно, большая часть государственных домов для престарелых таким стандартам не соответствует, особенно если говорить о российской провинции. Неслучайно в народе до сих пор остались стереотипы о «доме старости» как о казенном учреждении с очень плохими условиями жизни, грубым и бестактным персоналом, низким качеством питания. Естественно, что этот стереотип сейчас хотят развеять, но на модернизацию домов престарелых потребуются колоссальные средства. Где их взять? Затеять очередную пенсионную реформу с выкачкой денег? Выхода два – или перераспределять государственные расходы в пользу «социалки», или привлекать частных инвесторов. Похоже, власть остановится на последнем варианте. И появятся те же риски и противоречия, как и в случае с созданием «частных тюрем». Самое главное препятствие для частных инвестиций – низкая рентабельность вложений в дома престарелых. Окупаться учреждение на 100 мест будет не менее 10 лет, а вложить потребуется до полумиллиарда рублей. Кому из предпринимателей нужны такие проекты? Разве что, одержимым идеей благотворительности меценатам, но их не так много в масштабах нашей огромной страны и с теми условиями, что власть создает для бизнеса. Кого берут в дома престарелых Адвокат Тимур Харди подчеркивает, что сегодня в государственные социальные учреждения, которые в обществе привыкли называть «домами старости», направляют одиноких инвалидов 1 и 2 группы и лиц пенсионного возраста, нуждающихся в помощи. Практически во всех регионах в дома престарелых и инвалидов – очереди, поэтому между подачей заявления и помещением в дом престарелых может пройти много времени. Правом на внеочередное помещение наделены лишь отдельные категории пожилых граждан, например – ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, инвалиды. Но желающих, как подчеркивает адвокат, намного больше, и поэтому данный вопрос нуждается в решении. Ведь не у всех есть средства на услуги частных пансионатов для престарелых. Впрочем, прежде считалось, что в благополучных семьях стариков вообще не «сдают» в дома престарелых. Но атомизация общества растет, растет и количество одиноких стариков, у которых никогда и не было детей, жертв пенсионной реформы. Поэтому решение вопроса с их размещением в домах – пансионатах приобретает характер государственной проблемы. К 2030 году может потребоваться до миллиона мест в домах престарелых, а в настоящее время их требуется уже до 600 тысяч, хотя пока российские социальные учреждения располагают примерно 270-280 тысячами мест. То есть, одиноких стариков, желающих попасть в дома престарелых, гораздо больше, чем государство может себе позволить. И это – еще одна серьезнейшая социальная проблема. Ее пенсионной реформой не решить. Недостаточно стар для дома старости Как решать проблему размещения стариков в дома престарелых? В контексте пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста у государства появился прекрасный способ уменьшить количество претендентов на помещение в социальные учреждения. Теперь значительное количество пожилых россиян окажется «недостаточно старым для дома старости». Юрист Андрей Лисов подчеркивает, что после пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста в государственные социальные учреждения будут принимать лиц, достигших возраста выхода на пенсию. И здесь есть очень серьезная «загвоздка» - если человек достиг возраста 60-65 лет (в зависимости от пола), но при этом не имеет официального стажа и не делал отчислений в пенсионный фонд, то ему придется ждать наступления 65-70 лет, когда он выйдет на социальную пенсию. Лишь тогда он сможет претендовать на помещение в дом престарелых. Второй путь – получить инвалидность, чем могут воспользоваться многие, кто к 65 годам «заработал» серьезные заболевания. То есть, фактически огромная часть российских пожилых людей, не достигших пенсионного возраста, не сможет рассчитывать на размещение в домах для престарелых. И это итог пенсионной реформы. Пожилому человеку, которому перевалило за шестьдесят, но еще не исполнилось 65-70 лет, государство сможет сказать: а что ты, собственно хочешь? иди, работай и сам решай свои проблемы. К каким последствиям такое решение приведет? Только лишь к появлению новых социальных проблем – увеличению количества людей, живущих за чертой бедности, в глубочайшей нищете, наконец – к увеличению количества нищих на улицах, росту попрошайничества, мелких краж в магазинах. Но государство о подобных перспективах не задумывается. Да и в состоянии ли оно их предотвратить при текущей неолиберальной экономической и социальной политике, направленной на сворачивание льгот, социальных гарантий? Новости России: Симоньян о «деле Устинова»: Несправедливость — вот что разрушает государства