Минфин назвал статьи УК для либерализации валютного контроля
Москва, 19 сентября - "Вести.Экономика". На Московском финансовом форуме при участии Минфина и ЦБ РФ приняты решения о дальнейшей либерализации валютного регулирования, сообщила пресс-служба министерства. Участники сессии "Валютное регулирование: лицом к экспортеру" Московского финансового форума 2019 г. обсудили планы дальнейшей либерализации валютного контроля. По итогам состоявшегося обсуждения участники пришли к следующим выводам: 1. Необходимо обеспечить либерализацию административной ответственности за совершение валютных правонарушений, существенно снизив размер установленных в настоящее время штрафов. Для этого планируется принять ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации". 2. Необходимо рассмотреть возможность отмены ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации из-за отсутствия высокой степени общественной опасности действий, предусмотренных в данных статьях, в качестве самостоятельных преступлений. Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, является требованием ФАТФ, которые Россия должна соблюдать. Данная мера прописана в УК РФ - статьи 174 и 174.1 УК РФ соответственно. Ст. 193.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. В случае отмены ст. 193.1 УК РФ для повышения эффективности борьбы с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем и недопущения их вывода за рубеж, необходимо внести дополнения в ч. 3 ст. 174 и 174.1 УК РФ. Эти дополнения должны выделить основные признаки преступлений - совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода, установленных в ст. 174 и 174.1 УК РФ. 3. ФНС по согласованию с компетентными органами для избежания различий в толковании и применении норм ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" необходимо уточнить перечень стран, которые относятся к странам ФАТФ. Данная мера необходима для разъяснения того, что под государствами-членами ФАТФ понимаются не только государства, непосредственно входящие в ее состав, но и государства-члены региональных групп по типу ФАТФ. Например, Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ), куда входит Армения, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), а также Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, и др.). Инициатива совпадает с целями ч. 5.2 и ч. 7 ст. 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". 4. Необходимо продолжить либерализацию валютного регулирования за счет отмены требования репатриации по контрактам, заключенным в иностранной валюте, а не только поэтапной отмены требования репатриации, предусмотренного ст. 19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" по контрактам, заключенным в рублях. В сессии приняли участие: Алексей Моисеев, заместитель министра финансов Российской Федерации, Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР, РАНХиГС; Дмитрий Вольвач, начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России; Иван Хаменушко, старший партнер "Пепеляев групп"; Владимир Чикин, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP; Илья Ясинский, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.