Мы все умрём: параллельный мир на Уральской биеннале
За два с половиной месяца можно увидеть работы 80 художников из 25 стран мира, узнать секреты Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), поговорить о смерти в DeathCafe и прийти на перформансы в «Колизее». В поиске смысла «Цеха УОМЗ, где сейчас расположилась выставка, готовятся к реконструкции. Когда в декабре выставка закроется, там начнётся строительство, потом появится новое оборудование, и цех снова начнёт работу», – сказал в беседе с нашим корреспондентом продюсер биеннале Алексей Глазырин. Кстати, если соберётесь посетить эту площадку, не забудьте прихватить паспорт: предприятие оборонное, без удостоверения личности вас просто не пустят. Чтобы внимательно познакомиться со всеми работами, нужно закладывать три-четыре часа: выставка занимает немалую площадь, производит сильное и даже тяжёлое впечатление и требует долгого осмысления увиденного. Куратор биеннале Шаоюй Вэн, молодой, но уже всемирно известный искусствовед из Китая, подчёркивает, что участники выставки говорят о негативном воздействии прогресса, о навязываемом нам технологическом пути развития и о том, что бессмертие неразрывно связано с одиночеством. При этом почти все смыслы посетителям придётся находить самостоятельно. Не всё так мрачно Под впечатлением от проекта и сами организаторы. Ксения Паршакова, студентка культурологического факультета и стажёрка на V Уральской биеннале, уже в полной мере оценила мероприятие: «Я мечтала попасть на стажировку после того, как оказалась на предыдущей биеннале два года назад. Меня поразили масштаб и история выбираемых помещений для выставок, концептуальность и своеобразная пропаганда современного искусства. Это событие уникально не только потому, что в нём участвуют художники со всего мира, но и потому, что оно объединяет мифологию и индустриальность. Контекст любой выставки Уральской биеннале основан на культурном опыте всей человеческой истории. Тему смерти, как и тему желания или возможности бессмертия в обществе не часто обсуждают, это пугает, отталкивает и остаётся неисследованным. Так что выставка с таким мотивом, да ещё и ориентированная на широкого зрителя, сразу привлекает внимание. Атмосфера на УОМЗ вырывает из реальности и погружает в параллельный мир, состоящий из прошлого и будущего одновременно. В этом году хочу отметить большое количество видео-инсталляций. Думаю, с их помощью можно гораздо больше показать и сделать авторскую мысль более читабельной. Тут на помощь приходят звук, картинка, изолированность (всё-таки чаще старались такие работы помещать в отдельные комнаты или как-то их отгораживать), так что погружение в работу получается куда более сильным». «Самая тяжёлая инсталляция – аудиоработа Зарую Абдоляна и Джозефа Розенцвейга «Плач по миллионам, убитым силикозом». Это музыка машин – металлургических и машиностроительных агрегатов, которую записывали в цехах заводов и комбинатов. Теперь этот гул, пугающий проходящих мимо посетителей, звучит как реквием по жертвам индустриализации. И, кстати, силикоз – тяжёлое заболевание лёгких, которым страдают простые работяги: сварщики, сталевары... Но не всё так мрачно. Вот, к примеру, перформанс Франко Ваккари «Оставь на стенах фотографический след твоего мимолётного посещения». Это фотографическая будка, где посетитель может сделать свою фотографию и прикрепить её на длинной белой стене, оставив тем самым уникальный след своего посещения. Весело и просто!» – рассказала посетительница выставки Анастасия Каленникова. Биеннале работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00 до 1 декабря. Ежедневно проходят бесплатные экскурсии: по будням (кроме понедельника) в 19:00, по выходным – в 12:00, 14:00 и 18:00. Анна Исаева, Анастасия Каленникова