Праздник «Юманите»: почему Европа – не Украина
Чем чаще звучат разговоры о необратимом характере европейской интеграции Украины, давно превратившиеся в обязательную мантру для украинских чиновников, тем дальше от Европы становятся реалии украинской жизни. Я еще раз убедился в этом, посетив Праздник «Юманите» — популярный фестиваль, который ежегодно проходит во Франции в конце второй недели сентября, имея репутацию старейшего и крупнейшего политического форма всей Европы. И получил возможность увидеть, что давно похороненная украинскими патриотами левая идеология активно распространяется в ключевых государствах Евросоюза, завоевывая сердца нового поколения молодежи. Ежедневная газета «Юманите» — «Человечество» — была основана в 1904 году харизматичным социалистическим лидером Жаном Жоресом, который использовал ее в качестве трибуны для пропаганды свой антивоенной позиции. В 1914 году Жореса застрелил в парижском кафе французский националист, однако после войны его прах торжественно перезахоронили в национальном Пантеоне, рядом с выдающимися людьми Франции. На протяжении своей вековой истории «Юманите» имела огромную популярность — причём, уникальная специфика этого издания состояла в том, что оно сохраняло свою независимость, несмотря на тесные организационные связи с Коммунистической партией. Праздник «Юманите» начали проводить в 1930 году — и он сразу же стал свободной площадкой для представителей различных левых и профсоюзных организаций. Кроме того, представители газеты сумели сделать его ярким культурным событием, которое каждый раз привлекает к себе массу аполитичных людей с самыми разными взглядами. Достаточно сказать, что на этой площадке выступали с концертами мировые звезды первой величины — такие, как Pink Floyd, The Who, Deep Purple, The Stooges, The Prodigy, Ska-P, Поль Робсон, Чак Берри, Лео Ферре, Леонард Коэн, Стиви Вандер, Джоан Баэз, Патти Смит, Нина Хаген, Ману Чао и Аврил Лавин. В этом году на празднике выступали популярные французские группы, но огромное концертное поле было забито людьми — здесь собрались десятки тысяч человек, как на самых популярных шоу в стенах киевского стадиона «Олимпийский». «Праздник Юма», как запросто называют этот форум французы, меньше всего похож на скучное партсобрание застойных времен — здесь веселятся, поют и танцуют, устраивают спектакли и показывают кино, проводят конкурсы и спортивные соревнования, продают разнообразную экзотическую еду со всех уголков планеты. По сути, это наглядная демонстрация притягательного действия левой политической культуры, которая практически полностью отсутствует в Украине. В эти дни здесь были представлены практически все левые организации и движения, которые заявили о себе в глобальном масштабе — депутаты немецкой Левой партии и курдские повстанцы, непальские маоисты и ирландские республиканцы из Шинн Фейн, парижские «Желтые жилеты» и латиноамериканские партизаны, палестинцы и израильские леваки, берберские повстанцы и квебекские сепаратисты, футбольные фанаты антифашистского клуба «Санкт-Паули» и «Тигры освобождения Тамил-Илама». На празднике был представлен весь спектр левого политического движения Европы — профсоюзные активисты, сталинисты, маоисты, анархисты, троцкисты, сторонники Джереми Корбина и Берни Сандерса, феминистки, радикальные экологи, участники международной кампании в поддержку Джулиана Ассанжа, Эдварда Сноудена, Челси Мэннинг и хакеры из Пиратской партии. Огромное количество запрещенной в Киеве левой символики бросалось в глаза буквально повсюду. Причём, она присутствует в общественном пространстве Парижа не только по особым праздничным дням — достаточно сказать, что в пригороде Бобиньи, где проводится фестиваль, есть бульвар Владимира Ленина, Сталинградская улица и проспект Юрия Гагарина — на котором изображено стильное молодежное граффити первого в истории космонавта с надписью «СССР» на шлеме. Настоящий кошмар для украинских националистических фанатиков вроде Владимира Вятровича, которым явно было бы неуютно в такой Европе. Прискорбно, но страны бывшего СССР долгие годы не были представлены на фестивале. Однако, начиная с прошлого года, ситуация начала изменяться в лучшую сторону — что произошло благодаря усилиям российского Общества друзей «Юманите». Эта общественная организация занимается популяризацией культовой французской газеты, публикуя переводы наиболее актуальных статей и организовывая просветительские семинары с участием европейских, российских и постсоветских левых. На встречах с французскими коммунистами, которые были организованы в павильоне Общества его основателем и руководителем Олесей Орленко, активно обсуждалась проблематика украино-российских отношений. Европейские левые узнали из них о проблеме ультраправого экстремизма и политической цензуре, о погромной практике «декоммунизации» и фактическом запрете украинских левых, которых брутально выдавили из политического поля страны. Знаковой темой дискуссии стало обсуждение нового украинского правительства, сформированного по итогам победы Владимира Зеленского. Российские и украинские эксперты предостерегали французов от иллюзий в отношении новой власти, которая в основном следует в фарватере прежней политики эпохи Петра Порошенко. Мы рассказали гостям о новых планах антисоциальных реформ, которые будут реализованы уже в ближайшее время — благодаря снятию моратория на продажу земли — а также пояснили причины постоянной пробуксовки мирных переговоров относительно прекращения войны на Донбассе, которые постоянно саботируются украинскими националистическими политикам и «лидерами мнений» постмайдановского разлива. Очень важно, что тема войны на Донбассе была наглядно представлена на этом массовом и представительном празднике. Члены российского Общества друзей Юманите подготовили стенды с рисунками маленьких детей из Луганска — большого города, который более пяти лет существует в прифронтовом режиме и состоянии перманентного гуманитарного кризиса. Школьники и воспитанники местного реабилитационного центра детей-инвалидов подготовили серию антивоенных картин — которые выражают их мечты о мирном и благополучном будущем. Среди авторов этих работ — юная Надя Брехова, которая пережила за эти годы вынужденную эвакуацию и тяжело заболела диабетом на фоне постоянного стресса. «В это трудно поверить, но мы, жители Луганска, постепенно привыкли к дребезжанию оконных стекол и к звукам разрывов. А я очень быстро выработала для себя привычку каждую ночь перед сном складывать на видном месте перед кроватью заранее приготовленные документы и деньги. Большинство моих соседей поступали так же, собирая специальные «тревожные чемоданчики» с бельем, теплыми вещами, лекарствами, предметами первой необходимости, провизией. Я ложилась спать вместе со своими детьми так, чтобы в любой момент можно было схватить их и забежать в ванную комнату, дверь которой всегда держали открытой. Чугунная ванна теоретически тоже послужила бы неплохим средством защиты от осколков. На всё это у нас с девочками уходило ровно 12 секунд», — пишет ее мать, луганская коммунистическая активистка Анна. Эти слова, которые были представлены на стендах в переводе на французский язык, произвели большое впечатление на французов — поскольку местные СМИ, за исключением газеты «Юманите», практически не публикуют информацию о войне на Донбассе. Мы постарались напомнить им, что война идет в Европе здесь и сейчас — причём, ответственность за эту трагедию во многом лежит на европейских политиках, которые старательно поддерживали украинскую власть, прощая ей практически всё. Позиция французских левых отличается в этом смысле последовательностью — они выступают за мирное урегулирование украинского кризиса и протестуют против антикоммунистической политики постмайдановского правительства. И то влияние, которое сохраняют во Франции местные левые, напоминает о том, что возрождение Украины невозможно без возрождения украинских левых — потому что только они способны представить альтернативу антисоциальному и милитаристскому курсу, по которому идет в последние годы страна. Современное общество европейской страны в принципе не может существовать без полноценного, массового и влиятельного левого движения. Это один из главных выводов, которые мы вынесли из участия в Празднике «Юманите» — находясь в окружении множества людей, разделяющих запрещенную в Украине идеологию солидарности, гуманизма и борьбы за трудовые права — которую заменили у нас на идеологию ненависти и наживы.