Войти в почту

Приземлить Петербург на Дальнем Востоке

Ренессанс российского кораблестроения, возможно, забрезжил с Дальнего Востока. Амбициозный план по созданию в Приморском крае технопарка на базе судостроительного комплекса «Звезда» находится в активной разработке и сулит своим авторам победу или ничего. Сам технопарк был представлен на Восточном экономическом форуме. О больших идеях и этапах их воплощения в жизнь деловой журнал «Инвест-Форсайт» побеседовал с Константином Богданенко, врио вице-губернатора Приморского края, курирующего вопросы экономики и развития предпринимательства, государственного заказа, туризма. Носовая секция танкера на тележках судотранспортной системы на стапеле судостроительного комплекса «Звезда» в городском округе Большой Камень в Приморском крае. Андрей Станавов / РИА Новости — Что такое технопарк, как возникла идея его создания, и почему именно на «Звезде»? — Крупные производства, крупные промышленные предприятия физически создают вокруг себя возможности для множества разных видов деятельности, которые позволяют сконцентрировать все производство в одном месте — это общепринятая практика. И сейчас предприятий, которые производят сложные инженерные продукты и при этом выполняют все «от болта» до конечного продукта, уже нет, потому что существует мировое разделение труда, специализация. Плюс к тому некоторые отрасли настолько специфичны, что там добиться результата может только специализирующееся производство, например нефтехимия. Поэтому, когда вообще возникла идея судостроительного предприятия, сразу начался разговор о кластере. Можно, конечно, и с Запада везти эти запчасти, но мы хотим сделать так, чтобы их было выгоднее производить здесь, чтобы предприятия, имеющие центральные производства на западе страны, задумались об открытии дочерних в непосредственной близости от главного потребителя, завода «Звезда». Поэтому идея технопарка и начала реализовываться. — Почему именно сейчас? — «Звезда» приступила к выполнению заказов, то есть строятся корпусы кораблей, их надо наполнять, красить — работы очень много. Вопрос локализации возник очень остро: сформировалась такая ситуация, в которой создание технопарка нужно как краю — для того чтобы активизировать и даже максимизировать экономическую активность в Приморье, — так и «Звезде», потому что это позволит им учитывать в своей работе предприятия, которые находятся рядом. Площадка, выделенная нами в Большом Камне, находится в 2,5 км от основного производства «Звезды». Сейчас там 200 га земли, они находятся в краевой собственности. В данный момент прорабатываются планировочные и архитектурные решения, уже запущен процесс создания проектно-сметной документации для первой очереди технопарка. Я надеюсь, до конца года этот процесс будет завершен. Понятно, что речь идет в первую очередь об инфраструктуре, и мы рассчитываем, что сама идея технопарка может быть реализована в двух направлениях. Первое — для тех предприятий, которые бы хотели включиться в технологический процесс «Звезды» своими новыми филиалами. Им мы предоставляем участки земли, на которых они могут построить свои заводы, офисы, склады. Под эти цели мы можем выделить любой разумный участок. Наша задача — подготовить архитектурно-планировочные решения и обеспечить инфраструктурой эти строящиеся предприятия, а также дать им комфортные условия для строительства. Сейчас мы готовим коммерческие предложения, формируем такие условия, которые были бы удобны и хороши — не только на наш взгляд, но и объективно. Могу привести пример: на сегодняшний день аренда гектара земли, который мы предлагаем для строительства производств, составляет 28 тысяч рублей в год. Такие цифры всерьез влияют на инвестиционные показатели, потому что при строительстве завода можно практически не учитывать те затраты, которые идут на землю. Второй вариант — для производств более мелкого масштаба, которым не хотелось бы вкладываться в строительство, да и смысла в этом для них нет. Для таких предприятий мы собираемся построить производственные корпуса большой площади, которые будут сдаваться частично в зависимости от потребности заходящих туда предприятий и организаций. В первую очередь мы планируем построить здание порядка 20 тыс. м2. Компании, которые готовы и будут участвовать в этих технологических цепочках, могут арендовать необходимое количество квадратных метров площади и получить сразу все ресурсы, которые необходимы для проведения работ: освещение, водоснабжение, водоотведение, теплые раздевалки для рабочих и прочее, и в целом использовать эти площадки в своих интересах. Здесь мы также стараемся сделать условия такими, которые обеспечили бы высокую конкурентоспособность переезда сюда по сравнению с действующими в западной части страны. — Можно ли на этом остановиться подробнее? — Сейчас в рамках коммерческого предложения, которое мы формируем, есть не только земля, но и непосредственно площади. Мы предполагаем сдавать производственные «метры» по цене порядке 250 рублей за м2. Это действительно очень низкая цена, и она тоже будет создавать конкурентные преимущества нашей площадки для тех, кто задумывается, переезжать к нам или нет. — Наверное, одним из главных критериев является спрос… — Да, и он как раз сформирован головным предприятием, крупным заводом — «Звездой». Плюс ситуации в том, что объем спроса понятен и известен заранее. Вообще, это уникальная ситуация для малого и среднего бизнеса — когда заранее известно, что будет покупаться, и можно заблаговременно подготовиться к закупкам, быть в определенной степени уверенным в том, что ты сможешь обеспечить конкурентную стоимость и условия для того, чтобы выиграть конкурс и стать поставщиком. Нахождение поблизости от заказчика позволяет сделать все свои преимущества еще более «живыми». — А смогут ли компании быть одновременно резидентами Свободного порта Владивосток и участниками технопарка? Чтобы пользоваться преференциями и свободной таможенной зоной? — Конечно. Наша задача как субъекта сейчас — найти механизм, который позволял бы арендаторам, резидентам технопарка быть одновременно резидентами Свободного порта или ТОР Большой Камень. По этому вопросу на сегодняшний день мы проводим много консультаций с представителями Корпорации развития Дальнего Востока, с Минвостокразвития, потому что есть некие коллизии, которые накладываются друг на друга. С одной стороны, например, территориально кадастровый квартал, в котором лежит Большой Камень, уже является ТОР, и, в принципе, любое предприятие, которое там открывается, уже имеет право претендовать на роль резидента ТОР. А с другой стороны, в некоторых случаях, возможно, будет достаточно резидентства Свободного порта. — По вашему предположению, какое это может быть решение? — Мне кажется, что более удобный вариант — статус резидента ТОР. Потому что он предполагает дополнительное обеспечение помимо стандартных экономических преференций. Это, допустим, таможенные льготы, что очень важно, потому что многая продукция предполагает сырье иностранное, машины. — Но, допустим, Свободный порт Владивосток тоже предполагает таможенные преимущества? — Дело в том, что есть понятие правоприменения. В случае с ТОР эта процедура уже проработана. В свою очередь техно-промышленный парк — это тоже участник экономической деятельности, юридическое лицо, и он сам может стать резидентом ТОР, «приземляя» туда уже резидентов Свободного порта Владивосток. Объективно — это тот вопрос, который в настоящее время требует проработки, потому что таких прецедентов нет. Задача предпринимателя, бизнеса не столько в том, чтобы выбирать режимы, сколько просто прийти на площадку и иметь доступ к инфраструктуре, которая там есть, по доступной цене. Это вопрос, находящийся сейчас в проработке. Может, не будет смысла вообще делать статус резидента ТОР, может, будет достаточно статуса резидента СПВ? Потому что уже в начале работы на площадке будет ясно, что инфраструктура — есть. Мы предполагаем, что к моменту подписания договоров с потенциальными резидентами решение этого вопроса у нас уже будет. На сегодняшний день как минимум две компании выражают свой детальный интерес к этому проекту, планируя запускать свои производства в Большом Камне. — А из какой сферы компании? — Нефтехимия; конкретно — краски. И, назовем это так, производство фурнитуры. — Вопрос финансовый. Какой суммой бюджет края готов вложиться в проект? Вилка — от и до. — В этом году краем выделено 20 миллионов рублей для подготовки проектно-сметной документации, планировочных решений, решения предварительных вопросов, которые помогли бы выйти на рынок с проектом. В следующем году мы будем работать с Министерством экономического развития по проекту строительства первой очереди, причем по действующей программе мы можем претендовать на сумму порядка полумиллиарда рублей за счет федерального бюджета. Нам, конечно, придется и самим вкладываться, но это будет ясно, когда пройдет проект, будет пройдена экспертиза, и появится документ, который с высокой степенью достоверности позволит оценить затраты на первую очередь. — Как бы вы оценили, охарактеризовали интерес предприятий к данному формату? — Как активный. Это интерес к началу или расширению работы в крае в принципе. Это первая и пока единственная площадка в Приморье, где будут комплексно решены вопросы, которые являются тормозом для запуска новых предприятий, административные в ряде случаев. — Каковы сроки запуска? — До конца года у нас запланировано изготовление проектно-сметной документации, экспертиза. Ее результаты будут в начале 2020 года, и, в принципе, во второй половине следующего года должно начаться строительство первой очереди. Что касается строительства зданий и заводов, это может быть сделано уже в ближайшее время, когда будет готово планировочное решение. — «Звезда» будет как-то в этом участвовать? — Это коммерческий проект. Если «Звезда» будет заинтересована в конкретных предприятиях, причем сильно, то, наверное, они договорятся и будут участвовать. Но с точки зрения затрат первичных, инфраструктурных мы это будем делать сами. Львиная доля работы позади — есть земля, есть планировочные решения, есть первая очередь зданий и сооружений технопарка, на которые, опять же, есть деньги. Наша задача — найти решение по вводу инфраструктуры, но с учетом того, что площадка находится в очень удобном месте, в непосредственной близости от источников электроэнергии, газоснабжения, рядом с автодорогами; это относительно небольшие затраты, и я уверен, что мы сможем договориться с федеральными институтами развития. — Смогут ли эти предприятия работать за рубеж? — Хотелось бы, чтобы они ставили себе такие задачи. Кроме того, я предполагаю, что там будет работать много иностранных предприятий. Просто потому что участие в технологической цепочке строительства судов на «Звезде» предполагает ряд компетенций, которые сильно развиты как раз в Азии. — Как вы думаете, будут ли там предприятия из других регионов России? — Конечно. Собственно, в этом весь смысл. Крупное кораблестроение сосредоточено в западной части страны, прежде всего вокруг Санкт-Петербурга. Собственно, предприятия из технологических цепочек там и есть. Наша задача — завлечь их филиалы. А лучше — вообще их сюда перенести. Беседовал Александр Вершинин

Приземлить Петербург на Дальнем Востоке
© Инвест-Форсайт