Плетнев, Сен-Санс и Скрябин: XI Большой фестиваль РНО
Большой фестиваль Российского национального оркестра справедливо называют одним из самых заметных художественных явлений концертной жизни Москвы и России. За десять лет существования он снискал безусловную любовь публики и безоговорочное признание профессионального экспертного сообщества. Традиционно Большим фестивалем, который в 2019 году проходит уже в одиннадцатый раз, Российский национальный оркестр открывает свой концертный сезон в столице. XI Большой фестиваль стартовал в пятницу, 13 сентября, в Концертном зале Чайковского симфонической сюитой Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» (фр. Dance Macabre). Это весьма популярный в XIX столетии аллегорический сюжет, пришедший из средневековой культуры и символизирующий бренность человеческого бытия. Сен-Санс обратился к нему в 1873 году, когда его внимание привлекло стихотворение поэта и врача Анри Казалиса с ироничным названием «Равенство, братство», описывавшего пляску скелетов в зимнюю ночь под аккомпанемент скрипача — Смерти. Стихотворение Сен-Санс предпослал партитуре в качестве программы, а само произведение посвятил пианистке Каролине Монтиньи-Ремори, которую называл «своей дорогой сестрой в искусстве». В интерпретации художественного руководителя фестиваля Михаила Плетнева сочинение Сен-Санса лишается всякой декоративности, становясь глубоким, философским произведением. Программу первого отделения продолжил еще один шедевр французского композитора, входящий с золотой запас виолончельного репертуара — Концерт №1 для виолончели с оркестром, в котором солировал выдающийся музыкант современности Миша Майский. Его выступление имело огромный успех у публики, которая буквально выпросила у артиста «Сарабанду» из Пятой сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха. Подлинной кульминацией вечера стало исполнение Симфонии № 1 Скрябина при участии хоровой Капеллы России имени Юрлова и солистов Полины Шамаевой (меццо-сопрано) и Юрия Ростоцкого (тенор). Эту симфонию не слишком часто можно услышать в концертных залах. Но в этот пятничный вечер знаковая для Скрябина идея о силе искусства, преображающего человека, получила вполне убедительное воплощение, хотя последняя часть симфонии и звучит сегодня явно архаично — настолько, что выглядит издевкой над советскими бравурными здравицами. Лена Соколова,Ирина Шымчак (фото)