Золотое дно могилы. Тайная экономика похоронного бизнеса в Екатеринбурге
У входа на любое городское кладбище можно встретить хмурых мужчин разной комплекции и внешнего вида. Кое-кто из них выглядит по-пролетарски, другие, скорее, напоминают братков из 90-х. Кто они и что делают на кладбище? И почему некоторые из них, несмотря на непрезентабельный внешний вид, ездят на весьма дорогих машинах? Покопавшись в изнанке кладбищенского бизнеса, понимаешь, что заработков там хватит не на один топовый внедорожник. Цена последнего пути К нам в редакцию обратился читатель Аркадий (имя изменено). Недавно он похоронил родственника на Лесном кладбище, что за ЕКАДом. Но даже горечь утраты не смогла стереть шок от выставленного счета. Что похороны – дело недешевое, Аркадий понимал. Но когда за одну только выкопанную яму, в которой он подхоронил родственника, с него взяли 45 000 рублей, мужчина впал в шок. Тем более что выложить указанную сумму его фактически заставили, не оставив не малейшего выбора. «Мы пришли в здание администрации, показали документы, позволяющие произвести подхоронение. Съездили, посмотрели могилу. Потом нас отправили к копщикам, которые насчитали нам 45 000 рублей. Когда спросили, почему так дорого, они ответили, что у них все через кассу и отсюда такая цена. Выдали документ, в котором были указаны разные виды работ. Например, указана копка ручным и механическим способом одновременно. Каким же способом они копали?» В счете, выставленном Аркадию, действительно много интересного: за ручную копку могилы с него взяли 20 000 рублей. Плюс еще 10 000 рублей – за механическую копку. Еще 5 000 – за уборку корней, кустарников и деревьев (которых вокруг могилы на самом деле не было). 2 000 – опускание гроба, 5 000 – закапывание могилы, 3 000 – формирование холма на месте упокоения. Итого – 45 000 только за землеройные работы. Аркадий потерял близкого человека и спорить c кладбищенскими землероями не стал, хотя его и поразила их безапелляционность. В администрации кладбища его отправили к конкретным копателям, которые назначили такую цену. Он заплатил, но потом обратился в редакцию «АиФ-Урал», чтобы проверить: а был ли у него выбор? Иллюзия выбора Прежде всего мы обратились за комментарием к Дмитрию Хазову, руководителю ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания». Он посетовал, что кладбищенская администрация повлиять на копателей и их расценки не может. «Землю под могилу человеку предоставляют бесплатно, если, конечно, на кладбище есть место. Надо только подать все соответствующие документы в администрацию. Но вот копкой могилы администрация не занимается – это делают частники, которые работают на кладбище. И цены они назначают сами. Их сейчас в городе порядка 50. На Лесном кладбище действует 6 или 7 контор, и каждый говорит, что он самый главный. По закону, у нас сейчас на кладбище может копать любой, кто имеет лопату». Правда Дмитрий уточнил, что по санитарно-эпидемиологическим правилам выносить эту самую лопату с кладбища копатель не может. Кроме того, специальная землеройная техника (которой могли проводить механическую копку, упомянутую в документах Аркадия) без разрешения администрации на кладбище не въедет, да и простые машины туда обычно не пускают. Особенности бизнеса В администрации Лесного кладбища нас встретили спокойно. Узнав, что у нас «на руках» нет покойника, сообщили, что их дело – проверить документы и выделить землю, а про копку надо узнавать в вагончике рядом со входом. Там обнаружился скучающий мужчина. Узнав, что трупа или документов о его наличии у нас нет, о расценках на услуги по копанию могил он говорить не захотел, только кивнул на прайс-листы на стене. Там указаны индивидуальные предприниматели, имеется некоторое расхождение в ценах, но в целом они выглядят так, будто вышли из одного принтера. И никаких контактных телефонов не содержат. А обсуждать ценовую политику кладбищенских землероев без документов на труп диспетчер копателей с нами отказался. Мы добросовестно порылись в интернете, пытаясь найти контакты копателей могил. Но все ритуальные конторы сообщили: о рытье могилы надо договариваться с теми, кто работает непосредственно на кладбище. То есть всё к тому же скучающему мужчине в вагончике возле здания администрации Лесного кладбища. Круг замкнулся: выбор как бы есть, но на самом деле его нет. Естественно, при такой монополии частный могилокопатель может установить цену, какую сочтет нужным. Родственникам усопшего остается только смиренно повиноваться. Как рассказывает наш источник, знакомый с ситуацией изнутри, цены в могилокопательном бизнесе – вещь непостоянная. Копатели на глаз определяют состоятельность клиента и его душевное состояние. Разбитый горем человек может и не понимать, какой счет и за что именно ему выставили. Но с малообеспеченного клиента много не взять, в каком бы он ни был состоянии. Поэтому с бедной пенсионерки действительно могут взять 10 000, как указано в прайсе. Человеку среднего достатка, как Аркадий, могут выставить счет на 45 000 рублей. Сколько возьмут с убитого горем богача, лучше даже не представлять. Куда тянутся нити На документе, который предоставил нам Аркадий, и на прайсе в вагончике копателей мы увидели одну и ту же печать – индивидуального предпринимателя Юрия Платонова. Кстати, в прайсе у него ручная копка могилы стоит от 11 тысяч рублей (в прайсе у Аркадия стоимость этой услуги достигла 20 000). Зато цена механизированого копания по прайсу начинается от 12 000 рублей (в документе у Аркадия – 10 000). Несовпадения. Согласно базе данных «Картотека Коммерсанта», Юрий Платонов до 2015 года являлся директором ООО «РИФ». Ныне эту компанию возглавляет Анатолий Глухов. Который, согласно той же базе, является директором сразу нескольких ритуальных предприятий и... имеет неофициальный титул похоронного короля Екатеринбурга. Аффилированность могильщиков с ним, как минимум, прослеживается В прошлом Анатолий Глухов имел весьма тесные связи с известными до сих пор очень активными горожанами с Уралмаша, которые в 90-е и ранние 2000-е годы в значительной степени держали Екатеринбург под контролем. Причем контроль со временем только усилился и перешел в политическую плоскость. Стоит ли принимать на веру слова о свободе предпринимательства и что сейчас на кладбище может работать любой человек, имеющий лопату, каждый решает сам.