Политический рентген: электоральные битвы в Нижневартовске
На дополнительных выборах в Нижневартовске развернулась настоящая электоральная битва. Изучаем последствия. Единый день голосования в Югре был не самым масштабным. Очередные выборы в окружной, областной и большинство местных парламентов пройдут только через два года – осенью 2021-го. 8 сентября 2019-го жители отдельных избирательных округов на территории 13 муниципалитетов автономного округа голосовали на дополнительных выборах. Избиратели решали, кто займёт в представительных органах места, которые оказались вакантными в силу разных причин: кто-то из депутатов перешёл на работу в органы исполнительной власти, кто-то сменил место жительства и тому подобное. Большинство избирательных кампаний оказались довольно скучными: минимум агитации, низкая явка, «мягкий» привод бюджетников на участки – в результате кандидаты от «Единой России» заняли 29 вожделенных кресел из 34 (85,3%), включая место депутата в окружной думе. Победил кандидат от правящей партии и на выборах депутата Нижневартовской городской думы по избирательному округу №18. Только вот по накалу предвыборных страстей, объёму привлечённых ресурсов и арсеналу политических технологий, к которым прибегли кандидаты, кампания в столице Самотлора стоит особняком. Наблюдатели не припомнят ничего подобного на дополнительных выборах: борьба за сердца и умы избирателей в 11-м микрорайоне города на исходе лета оказалась крайне ожесточённой. В преддверии грядущих через два года «больших» избирательных кампаний всем их потенциальным участникам стоит крепко задуматься о причинах и последствиях случившейся в Нижневартовске «локальной электоральной войны». Пятеро смелых Коротко – об участниках предвыборной гонки. Их было пятеро: директор волейбольного клуба «Самотлор» Алексей Березин от «Единой России», предприниматели Юрий Мартынов от КПРФ и Константин Бойко от ЛДПР и два мало известных кому-либо персонажа, которые, судя по полному отсутствию какой-либо активности с их стороны, были зарегистрированы кем-то из вышеперечисленных «основных» представителей политических партий в качестве так называемых «технических кандидатов». Ими стали инженер-самовыдвиженец Игорь Демьяник и домохозяйка Юлия Стецура, которую выдвинуло окружное отделение «Справедливой России». Участников могло быть больше: территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации сразу трём претендентам на депутатский мандат. Среди отказников – Дмитрий Русов, лидер инициативной группы, которая требовала весной проведения городского референдума по вопросу передачи в концессию нижневартовских МУПов – «Теплоснабжения» и «Горводоканала». Фото Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан» Но и в отсутствие господина Русова тема ЖКХ стала ключевой в оппозиционной повестке. Будущий кандидат Бойко стал «прокачивать» её ещё с конца прошлого года –под бдительным надзором Александра Лобова, бывшего помощника бывшего депутата Госдумы от ЛДПР Владимира Сысоева, сменившего в марте текущего года мандат на кресло заместителя губернатора Тюменской области. В Нижневартовске соколы Жириновского не скрывают: ещё в бытность Сысоева федеральным парламентарием был составлен подробный план дестабилизации социально-политической обстановки в Нижневартовске через организацию массовых протестных акций. Такая дестабилизация по замыслу «стратегов» в ЛДПР стала бы важным козырем в непрекращающийся подрывной деятельности либерал-демократов, направленной против губернатора Югры. Выборы 8 сентября должны были стать лишь одним из этапов, удобной точкой, к которой можно было подогнать кульминацию протеста. Снова концессия Темой протестной мобилизации населения как раз и были выбраны планируемые главами региона и муниципалитета Натальей Комаровой и Василием Тихоновым реформы в ЖКХ, а именно – передача активов в управление частному бизнесу для привлечения инвестиций с целью модернизации изношенных и устаревших систем тепло- и водоснабжения Нижневартовска. Ставка была сделана на сложность темы концессий для массового избирателя, создающую огромное поле для интерпретаций и манипуляций общественным сознанием. А также на удобный объект, из которого можно быстро слепить образ врага, без которого не обходится ни одна протестная мобилизация. Таким врагом объявили компанию «Горэлектросеть», чью юристы и инженеры подготовили проект концессионного соглашения по системам городского теплоснабжения. Фото Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан» И, казалось бы, замысел был беспроигрышным: разобраться в хитросплетениях экономических механизмов государственно-частного партнёрства под силу далеко не каждому специалисту, не то, что рядовому избирателю. Попытки властей объяснить жителям Нижневартовска, как модернизация оборудования приведёт к энергосбережению и экономии средств, а затем стабилизации долгосрочных тарифов оказались не очень успешными. Доходило не до всех. А вот необходимость повышения тарифа на тепло на старте была закреплённым в проекте концессии фактом. Пропагандисты ЛДПР резонно решили, что обозлённое пенсионной и мусорной реформой население будет легко убедить в том, что повышение тарифов не выведено чисто математическим путём, а продиктовано жадностью концессионера, желающего переложить инвестиционную нагрузку на граждан. Что рост расходов в первые годы концессии вовсе не будет сторицей компенсирован экономией в будущем и всё это сказки власть предержащих, которым нельзя доверять. Поэтому жириновцы и решили: «топим» против концессии, пытаемся выводить людей на митинги, а потом шантажируем власти в политических пасьянсах продолжением спектакля. Администратор «из интернета» Для зарабатывания политических очков господину Бойко ещё до начала избирательной кампании отвели роль одного из администраторов специальной группы в мессенджере Viber, получившей название «Нижневартовск против концессии». В ней самые деятельные члены ЛДПР занимались вовлечением в ряды протестного актива простых горожан, зомбируя их рассказами в духе теории заговора – о страшных планах мэрии и олигархов по доведению населения нефтяного города до прозябания и нищеты. И поначалу казалось, что план весьма перспективен: в марте удалось организовать относительно массовый митинг, направить главе города гневную петицию с требованием встретиться с «народом». Глава Нижневартовска Тихонов провел три круглых стола по теме концессий с активистами политических партий, что ЛДПР не преминуло поставить себе в заслугу. Но вскоре стало очевидно, что массового интереса среди населения города виртуальное движение, созданное соколами Жириновского, не вызывает. Жирной кляксой в предвыборном дневнике либерал-демократов стал приезд в июне в город Нижневартовск депутата Государственной Думы Евгения Маркова, сменившего в Федеральном собрании Владимира Сысоева. Видный партиец открыто заявил, что готов оказывать всем начинаниям мэра Тихонова всемерную поддержку на федеральном уровне, а по острым вопросам надо искать компромиссы. Тем не менее, антиконцессионная повестка стала сквозной темой всей избирательной кампании кандидата от ЛДПР на выборах в 18-м округе. И, как показали дальнейшие события, во многом предопределила разгром кандидата Бойко. В период этой кампании за месяц до дня голосования, 11 августа либерал-демократы предприняли попытку провести второй массовый митинг против концессии и повышения тарифов ЖКХ. И настал, что называется, момент истины. Попытка оказалась провальной – на широко разрекламированную акцию собралось около 130 человек – в основном актив местного отделения ЛДПР и члены их семей, а также 25-30 беспартийных разных возрастов. Накануне в социальных сетях появилась информация о том, что, явившись на митинг можно подзаработать – якобы некие люди выплачивают за участие в политической массовке по 500 рублей. Что это было – просочившаяся в публичное пространство секретная информация или провокация политических оппонентов ЛДПР – так и осталось неясным, но новость разошлась в соцсетях по аудитории в 25 000 человек. Константину Бойко пришлось оправдываться, открывая мероприятие: «Не верьте, наш митинг бесплатный!»… И вновь завершается бой! Митинг 11 августа, по сути дал старт активной стадии избирательной кампании, и последующие 26 дней предвыборной агитации сделали избирателей свидетелями самой настоящей битвы. На жителей 28 домов 11-го микрорайона, в котором проходили выборы обрушился поток акций, пикетов, листовок, буклетов, флайеров, газет, телесюжетов и сообщений в соцсетях: кандидаты принялись «продавать» себя электорату, попутно мешая достичь цели соперникам. Подробный рассказ об этой кампании занял бы очень много места, поэтому мы не станем пересказывать основные события: каждый интересующийся может найти о них информацию в интернете. Благо, СМИ и блогеры в соцсетях следили за драматургией предвыборной схватки в Нижневартовске весьма пристально. Стоит лишь отметить, что прошедшая кампания была уникальной по ряду параметров. В первую очередь — она стала своеобразным полигоном по обкатке избирательных технологий и «тестовым кейсом» в преддверии более масштабных кампаний. За работой штабов пристально следили исполкомы политических партий более высоких, чем муниципальный, уровней. И это касалось не только «Единой России», но и двух других традиционно сильных в Югре игроков — КПРФ и ЛДПР. — Для «Единой России» кампания в Нижневартовске была уникальна в первую очередь совершенно открытым партийным позиционированием, — считает член Российской Ассоциации политических консультантов Андрей Бондарев. — В то время как в большинстве регионов кандидаты от ЕР всячески скрывали партийную принадлежность (дошло даже до выпуска «нейтральных» брендбуков), Алексей Березин вёл кампанию «с открытым забралом», не скрывая, а напротив – подчёркивая своё членство в партии: «Посмотрите на альтернативы, и вы перестанете спрашивать, почему я в «Единой России»!». Также по данным источника в штабе кандидата-единоросса, было проведено беспрецедентное для маленькой муниципальной кампании количество социологических исследований, которые в числе прочего, показали, что избиратель «Единой России» пассивен, и необходимо всеми силами поднимать явку в пику более организованному электорату оппозиционных партий, оседлавших протестную повестку. Традиционно в таких случаях партия власти объявляет «бюджетную мобилизацию», загоняя на участки сотрудников муниципальных и госучреждений. Тут единороссы воздержались от подобных действий, ограничившись обращением кандидата к избирателям, увы, не возымевшим большого эффекта – 8 сентября на участки явилось менее 15% избирателей (всего 933 из более, чем 6500 имеющих право голоса). Это больше, чем на прошлых подобных дополнительных выборах в Нижневартовске в 2015 году, но всё равно сильно ниже активности населения на кампаниях более высокого уровня. Результаты распределения голосов явившихся к урнам избирателей удивили многих: Березин превысил средний показатель единороссов на выборах 2016 года, получив поддержку почти 52% голосовавших, а вот на второе место с почти 19% голосов неожиданно вырвался «первоход» Юрий Мартынов, выдвинутый КПРФ. Кандидат от ЛДПР, пафосный «народный трибун» Константин Бойко занял лишь третье место. Ему не удалось собрать под свои знамёна даже ядерный электорат либерал-демократов, которых три года назад на выборах в окружную думу поддержало более 25% вартовчан. У Бойко – лишь 17% «с копейками». «Баба Яга против!» Причины электорального краха кандидата от ЛДПР на крайне удобных в плане мобилизации всех ресурсов дополнительных выборах вполне очевидны для экспертов в области избирательных технологий. — ЛДПР катастрофически ошиблась с позиционированием кандидата, — считает питерский социолог Антон Терентьев, проводивший в период выборов исследования в соседнем Мегионе. — Всё что было за душой у Бойко — «администратор группы в Viber «Нижневартовск против…»». И не столь критично, что добрая треть избирателей не знает, что это такое, а за использование слова «Viber» Бойко получил иск от коммунистов. Дело в самом подходе «от противного». Программа как таковая у кандидата отсутствовала в принципе, но если бы избиратель попробовал сформулировать её для себя самостоятельно из отрывочных выступлений кандидата и постов в ВК, то получилось бы сплошное «против». И это при довольно нахальном слогане «Отремонтируем городскую власть!» с плаката, где Бойко был изображён с разводным (почему-то) ключом. В целом, бывший помощник Сысоева Александр Лобов, занимавшийся организацией кампании ЛДПР, продемонстрировал классический для провинциального политтехнолога-самоучки набор ошибок: показуха для кураторов, отсутствие чётких ориентиров, работа вслепую, метания в разные стороны. И, конечно, же выбор основной темой кампании оказался ошибочным: после года активной работы местного отделения партии в виртуальном пространстве разжечь антиконцессионный угар не удалось даже на уровне маленького микрорайона. Сказать большое спасибо Лобову должны и коммунисты. Второе место их кандидата – это явно не победа КПРФ, а недоработка штаба ЛДПР. Фото Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан» – В определённый момент кампания Мартынова стала по-настоящему интенсивной – рассказывает Терентьев. – «красные» поняли, что им светит второе место, а в Нижневартовске для КПРФ это просто отличный результат. Кроме того, возник личный мотив «подвинуть» жириновцев — их штаб совершил стратегическую ошибку, обвинив коммунистов в попытке «засудить» Бойко за нарушение авторских прав в агитации в интересах кандидата от «Единой России». Это было вдвойне глупо, так как коммунисты подали два иска одновременно — и против Бойко, и против Березина. Причём иск против единоросса был гораздо более серьезным и действительно нёс риски отмены регистрации Березина, а на Бойко пожаловались «для галочки». Опять же, к тому моменту уже две недели шла «война плакатов» между ЕР и КПРФ — они сдирали плакаты оппонентов, заклеивали своими, охраняли результаты работы и снова клеили: какое уж тут сотрудничество! Чёрные технологии Не обошлось на выборах в Нижневартовске без пресловутого «чёрного пиара»: до сих пор неясно, кто выпустил газету, основным содержанием которой были обличающие финансовую деятельность Бойко материалы (фактура для них явно почерпнута из журналистского расследования ИА «Уральский меридиан«). Но мотив фактически был только у коммунистов — это и месть за глупые обвинения в «системности», и реальный шанс на второе место. Если бы на чернуху решились единороссы, они наверняка попробовали бы имитировать и «ответку», чтобы «заземлить» обоих — и Бойко, и Мартынова, обеспечив себе таким образом более убедительную победу. Но этого не произошло. Разворот скандальной агитационной газеты Отметились ЛДПРовцы и позорными ляпами в социальных сетях. Тут они тоже сумели попасться на грязных технологиях. Уже под занавес агитации разразился скандал с фиктивными аккаунтами, скопированными один в один со страничек реальных жителей Нижневартовска. Причём «фабрика троллей» ЛДПР не столько «топила» за своего кандидата, сколько нападала на оппонентов и пыталась разжигать протестные настроения. Штаб Бойко запоздало начал оправдываться, но в эти оправдания мало кто поверил. Собственно, именно такой вопиющей глупости и можно было ожидать от тех, кто, ведя страничку Бойко в ВК, завершал каждый пост просьбой… ретвита. Да, именно ретвита в ВК, а не репоста! После этого чем-то удивить публику было уже сложно. Но жириновцы всё-таки удивили. Накануне и в день голосования штаб кандидата от ЛДПР совсем потерял чувство реальности и пустился во все тяжкие. В почтовых ящиках избирателей появилась ещё одна «чёрная» листовка – уже против Березина. В ней однозначно призывали голосовать за Бойко, и тут уже никаких двусмысленностей не было – очередная топорная работа штаба ЛДПР. Затем штабисты «администратора группы в Viber» пустили в ход старый приём из 90-х, описанный в учебниках по политтехнологиям. Они стали обвинять «Единую Россию» в наклейке листовок от имени Бойко на лобовые стёкла машин. В трактовке либерал-демократов таким образом ЕР решила настроить электорат против ЛДПР. Понятно, что в таких случаях настоящих расклейщиков стоит поискать среди тех, кто распространяет об этом информацию. Аналогичным образом утром 8 сентября посыпались обвинения в адрес «Единой России» за то, что кто-то ночью пририсовал красной краской на большом агитплакате Бойко мужской половой орган, который после данной манипуляции Константин Николаевич стал сжимать в руках вместо разводного ключа. При этом по слухам внимательные наблюдатели разглядели сквозь сильно затонированное стекло машины, на которой был размещён злополучный плакат баллончик с аэрозольной краской. Наконец, пользуясь несовершенством закона, ЛДПР обставило в день голосования периметр средней школы №15, в которой расположились избирательные участки, агитмашинами – «Газелями», обклеенными огромными баннерами «сантехника» Бойко. Увы, вся эта «вакханалия азарта» не помогла взять ставку – призрачные надежды на победу развеялись уже с поступлением первых итогов голосования. До новых встреч? Итак, что же мы имеем «в сухом остатке»? Наблюдатели сходятся в оценках: неожиданно активная избирательная кампания на дополнительных выборах в 11-м микрорайоне Нижневартовска стала своего рода смотром сил и тренировкой перед выборами 2021 года для основных политических партий. Местное отделение «Единой России» потренировалось неплохо, получив на выходе более чем достойный по нынешним временам результат в условиях борьбы за приращение своего традиционного электората. Идеологам кампании Березина удалось уловить необходимость ответа на сменившиеся запросы избирателей к власти. ЕР сменила акценты со стабильности (которая сегодня воспринимается зачастую в негативном контексте) на готовность к защите населения, прямой коммуникации с людьми, честности и справедливости. Открытый и общительный директор волейбольного клуба Березин вполне вписался в такой образ. Но единороссам пришлось раскрыть некоторые карты. Если оппоненты тщательно изучат проведённую кампанию, то смогут выработать инструменты противодействия. Что касается ЛДПР, большинство экспертов, с которыми удалось пообщаться в ходе подготовки этой статьи, сходятся во мнении: Бойко немного жалко. Он стал заложником некомпетентности собственного технолога, в значительной степени растеряв ядерный электорат, а после провального третьего места наверняка лишится поддержки регионалов. Местное отделение КПРФ провело весёлую кампанию в духе «старой школы» политтехнологий, не стесняясь в то же время заимствовать приёмы из арсенала несистемной оппозиции и лидеров вроде Алексея Навального. В условиях застоя и стагнации местных партийных ячеек это принесло неплохие результаты при минимальных вложениях. Ставка на предпринимателя, с финансированием кампании которого не пришлось сильно заморачиваться тоже оказалась выигрышной. Активность Мартынова скорее подправила имидж КПРФ в Нижневартовске – до города как бы докатились федеральные тренды обновления и «молодой крови» в рядах коммунистов. — В конечном счёте для формирования будущей стратегии в следующих избирательных циклах важно, не только и не столько, кто победил на этих выборах, — считает член РАПК Андрей Бондарев. — Важно, что хотели сказать люди своим голосованием (или не голосованием). В каком-то смысле выборы в 11 микрорайоне стали мини-референдумом по концессии, которого весной так добивались оба оппозиционера, заявившихся на этих выборах – и Бойко, и Мартынов. Мы видим, что из шести с половиной тысяч голосующих на активнейшую агитацию ЛДПР откликнулось 165 человек. При этом за никому неизвестных технических кандидатов Демьяника и Стецуру проголосовало 83 избирателя и ещё более 30 бюллетеней оказались испорченными – по сути это голоса «хоть за кого», то есть «против всех». Получается, что весомая часть протестного электората не собирается признавать своим лидерами тех, кому оппозиционные партии вменили разжигать недовольство в народе. При этом электоральная машина «Единой России» по-прежнему сильна и не боится конкуренции со стороны оппозиции даже когда последняя имеет возможность сконцентрировать все свои усилия на одиночных избирательных округах. Вместо послесловия Ситуация с выборами в Нижневартовске продемонстрировала наглядно: оппозиция в лице актива ЛДПР и КПРФ на местах пока не слышит и не чувствует в полной мере подлинных запросов людей. Когда избирателей волнуют низкие доходы, дефицит высокооплачиваемых и качественных рабочих мест, недостаточная доступность медицинских услуг, вопросы благоустройства и комфорта городской среды, когда люди хотят движения вперёд и прогрессивных перемен, им предлагают бесконечное обсуждение проблем ЖКХ и «битву» за возврат к прошлому: вернуть коммуналку государству, не допустить концессионных соглашений и тому подобное. Вместо позитивной повестки — многообразные «против», «против», «против» … Бесспорно, жилищно-коммунальное хозяйство всегда было и будет острой темой. Устоять перед соблазном подзаработать на ней политические очки непросто. Но успешным в этой теме станет тот политик, который вместо вопроса «Почему у нас растут тарифы?» догадается задать вопрос «Почему у нас не растут зарплаты?». Ответить на второй вопрос гораздо труднее, чем на первый. Тут уже не попинаешь в соцсетях по-христиански всепрощающих олигархов. Но кто сказал, что в политике, даже в местной, должно быть легко? Как заявил недавно лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выборы — это хороший политический рентген. С председателем ЛДПР трудно поспорить. Рентген 8 сентября в Нижневартовске показал острую идеологическую недостаточность в организме местного отделения либерал-демократов. Фото превью: Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан»