Первую экспозицию федерального музея-заповедника «Владивостокская крепость» показали владивостокцам
Во Владивостоке в торжественной обстановке состоялась церемония открытия первой экспозиции музея-заповедника «Владивостокская крепость». Событие можно было бы посчитать за местечковое, если бы не два «но». Во-первых, сам объект – Владивостокская крепость. Это уникальный комплекс долговременных оборонительных сооружений, который был построен в конце XIX—начале XX веков во Владивостоке и его окрестностях. Большинство объектов крепости являются объектами культурного наследия и уникальным примером русской фортификационной архитектуры. Найти аналог во всем мире – дело необычайно сложное. Если говорить о Владивостокской крепости, то это был целый город, задуманный как крепость. И это была реальная крепость, живущая как обычный город. За 40 лет строительства возведено 800 фортификационных и инфраструктурных объектов общей стоимостью 54 млн. золотых рублей. Было протянуто 9845 метров подземных галерей. На вооружении состояло 1606 оружий, 342 пулемета и 70 000 винтовок. Несмотря на такое снаряжение, крепость не сделала ни одного боевого выстрела. Второе «но»: музей-заповедник «Владивостокская крепость» имеет статус федерального значения. А таких учреждений культуры на территории Дальнего Востока просто нет. [caption id="attachment_553845" align="alignnone" width="770"] 30 августа 1889 года Владивосток был объявлен официально крепостью. Та крепость была комбинацией из железа, бетона и мощной береговой артиллерии: форты, редуты, пороховые погреба, капониры и полукапониры, флигели, казармы, мосты, сеть канатных дорог, причалы – всего 122 объекта. Какие-то не смогли противостоять времени, какие-то оказались бессильны перед вандалами, а какие-то живут своей жизнью и привлекают горожан и гостей города.[/caption] Новая экспозиция призвана раскрыть историю и феномен крепости Владивосток как неотъемлемой части города и геополитической необходимости для Российской империи. Она выполняет функцию визит-центра Государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость», созданного по поручению Президента РФ. Первыми зрителями этой экспозиции стали гости Пятого Восточного Экономического форума, но это была «закрытая» экскурсия. Сегодня участниками мероприятия стали не только люди науки и чиновники, но и все, кто неравнодушен к истории города. «Эту выставку готовили 4 месяца. Посвящена она одному из самых главных исторических достояний Владивостока и Приморья, а может и всего Дальнего Востока – Владивостокской крепости. Делали с площадки двух музеев – с площадки Приморского государственного музея им. Арсеньева и с площадки только что созданного Министерством культуры государственного музея-заповедника «Владивостокская крепость». Усилия были объединены. Объектов крепости очень много, они находятся в разном состоянии и нуждаются в повышенном к себе внимании. И пока первые объекты появятся в ведомстве заповедника, пока пойдет первая реставрация, исследовательская работа не должна простаивать. Представленная экспозиционная работа – это первый этап, музейные исследования», - отметил Виктор Шалай, директор музея-заповедника «Владивостокская крепость». Гордиться есть чем. Все-таки первая экспозиция первого федерального музея даже не за Уралом, а за Волгой. Ибо последний федеральный музей - это филиал Третьяковки в Самаре. Решиться государственным структурам на создание такого учреждения, найти возможности – это довольно смелый шаг. Ибо крепость, действительно, уникальна. Не сохранить ее – потом всю жизнь можно локти кусать от недальновидности. Слова поздравления и приветствия в адрес горожан, руководства музея и всей научной «команды» направил Министр Культуры РФ Владимир Мединский: «Экспозиция, посвященная Владивостокской крепости, - это первый шаг на большом пути развития музея-заповедника и культурной жизни региона в целом. Коллектив нового учреждения призван провести масштабную работу по сохранению объектов крепости и реализации музейного потенциала в создании новой точки притяжения туристов. Уверен, что новая экспозиция вызовет широкий интерес и будет содействовать популяризации культурного и исторического наследия Дальнего Востока». В новой экспозиции представлены документы, что-то из личных вещей военных, оружие, стройматериалы той поры. Один из самых «ярких» экспонатов – и по цвету, и по истории – это три фарфоровых стакана с ярко-синим рисунком – эмблемой, напоминающей герб крепости Владивостока. Хотя о существовании официального герба этого фортификационного объекта ведется много споров по сей день. Произведены эти кружки-стаканы были во Владивостоке на фарфоровом заводе Старцева на о-ве Путятина. Но по иронии судьбы партия была забракована и там же отправлена в утиль. И вот совсем недавно группа юных археологов откопала на острове осколки, из которых оказалось возможным собрать три почти полноценных кружки. «Приблизительно выставлено около 300 экспонатов. Но экспозиция будет дополняться и пополняться. Несколько музеев, организаций и архивов уже откликнулись и дали копии своих материалов, надеемся, что сейчас процесс убыстрится. Все архивы по крепости хранятся в центральных архивах Москвы и Санкт-Петербурга. И те экспонаты, на которые мы рассчитываем, - это будут в основном документы, т.к. предметов не так уж и много. Например, гарнизон было очень сложно собирать. Т.к. первый гарнизон после восстания 1905 года был расформирован. А те, кто был в годы Перовой мировой, почти все ушли на фронт. Потом революция и гражданская война. И формы никакой существует. И ни у одного музея нет формы этого периода», - рассказывает куратор выставки Анна Щербакова. [caption id="attachment_553811" align="alignnone" width="770"] Экспозиция включает три направления: крепость как инженерный и архитектурный феномен; крепость в истории города и страны; крепость как набор людских судеб. Не рассказать об инженерах, проявивших талант на границах империи; о людях, которые здесь служили, было бы неправильно. Нельзя понять сути крепости, если не знать, что ее гарнизон получал награды за участие в событиях боксёрского восстания в Китае, в битвах Русско-Японской и Первой мировой войн. Здесь капельмейстером служил Макс Кюсс. Тот самый Кюсс, который в 1909 году сочинил знаменитый вальс «Амурские волны». А годом ранее за вальс «Разбитая жизнь», который просто обожала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, он получил от царствующей особы золотые часы с государственным гербом.[/caption] «Создавая экспозицию, решали много вопросов, уточняли многие цифры и факты, даже за пару-тройку часов до открытия выставки эта работа не останавливалась. Выставка так и называется «Владивосток. Время крепости». Мы все мечтали, когда начнется процесс музеефикации. И он наконец пошел. Как говорят китайцы, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И главное в этом пути сделать этот первый шаг. Сегодня он и был сделан. После этого остается маленькая задача – пройти весь путь в необходимом направлении. И никуда не свернуть. В России много музеев отражающих историю российского Дальнего Востока, имеющих отношение к Владивостоку, такие экспозиции есть даже в музее вооруженных сил, а вот музеев крепостей у нас в стране по сравнению с той же Европой и даже Азией большой недостаток. В Китае Порт-Артур музеефицирован. У нас Владивосток находится только в процессе», - считает научный консультант, кандидат исторических наук Роман Авилов. Владивостокская крепость – это мощные красивые сооружения, похожие на затерянную цивилизацию, - это история о людях: о профессионализме, ответственности, героизме. [caption id="attachment_553851" align="alignnone" width="770"] Кстати, когда Владивосток объявили крепостью, батареей на Тигровой сопке был произведен выстрел (прим: традиция эта – стрелять из пушки и обозначать полдень сохранилась и по сей день). Об этом в телеграмме на имя императора сообщал барон Корф, командующий войсками приамурского военного округа. А дальше была цитата Невельского, о том что где русский флаг поднят, там он никогда не должен быть спущен. Эта телеграмма была доложена военным министром императору. Александр Третий размашисто написал своей рукой на телеграмме «Дай Бог». Дай бог чтобы процесс создания федерального музея – заповедника пошел, на музеефикацию хватило финансирования, чтобы не было пустых обещаний и конфликтов.[/caption]