Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску

Вверх по пандусу, в горку по асфальту, по прямой рядом с собой — детская коляска послушно двигается в любом направлении. Задает курс легким нажатием курка на пульте управления, расположенном на рукоятке коляски, Илья Дымов — изобретатель уникального устройства. Коляска нагружена книгами, имитирующими вес годовалого ребёнка, а Дымов играет роль родителя, который наслаждается прогулкой с детьми, не напрягаясь. 26-летний аспирант Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Дымов придумал использовать электропривод, чтобы облегчить жизнь молодым матерям. «Для хрупкой мамы, особенно если дети — погодки, прогулка часто превращается в мучение. Толкать коляску в горку — это, конечно, хороший фитнес, но иногда утомляет и убивает все удовольствие», — объясняет ученый. Изобретение он демонстрирует на территории своей альма-матер, самого крупного в Сибири технического института. В НГТУ Дымов работает преподавателем на кафедре электропривода и автоматизации промышленных установок, здесь же расположена лаборатория, в которой ученый экспериментировал с коляской-роботом, и главный испытательный полигон — благо, пандусов перед входом в каждый корпус достаточно. Коляска с моторчиком Пластиковыми стяжками Дымов прикрепляет аккумулятор к коляске. На столе — разобранные микросхемы, батарейки, бытовой утюг. Изобретение пока на этапе прототипа, собранного «на коленке» силами нескольких студентов. Три года назад в университетской лаборатории вместе с группой единомышленников Дымов начал конструировать первую версию автоматизированной детской коляски. Сейчас пилотная версия готова — ее уже презентовали на международных форумах, разработкой интересуется несколько частных инвесторов, но выйти на рынок сибирским ученым будет непросто, солидарны эксперты. Дымов отучился на инженера на той же кафедре, где ныне преподает. «Хотелось заменить человеческий труд», — объясняет он выбор проекта, над которым работает. Первый серьезный изобретательский опыт привел Илью на международный форум технологического развития «Технопром». Вместе с командой из пяти человек под руководством преподавателя кафедры менеджмента НГТУ Евгенией Горевой Дымов разработал систему предупреждения водителя. Это была оплетка руля, в которой были установлены датчики пульса, температуры тела и силы давления на руль. Если эти три параметра снижались, система подозревала, что водитель заснул, и начинала его будить: сначала давала яркую световую вспышку, а если показатели не менялись, включала громкий клаксон. «К нам на выставке подошли московские коллеги и объяснили, что не стоит разрабатывать то, что нужно не для автономного устройства. Что в эпоху беспилотников это прошлый век», — вспоминает Дымов. Изобретение успели запатентовать, но дальше дело не двинулось — проект свернули, команда распалась. «Илья, ну ты же ученый, помоги!» В 2016 году ученый заинтересовался темой инвалидных колясок с электроприводами. «Сама система уже существовала, но была очень дорогой. 120 000-140 000 рублей для Новосибирска — серьезная сумма, на это машину можно купить. Я хотел удешевить существующее решение», — рассказывает Илья. Он получил грант молодым ученым в сфере научной и инновационной деятельности от мэрии Новосибирска в 300 000 рублей и заменил общепромышленные двигатели на более легкие и мощные мотор-колеса. Отпуск тем летом Илья провел в Находке — полетел погостить к родственникам. Сестра жены Дымова, у которой трое детей-погодок, пожаловалась на трудности во время прогулок: толкать коляску с двумя близнецами по горной местности, ведя за руку старшего сына, было непросто. «Илья, ну ты же ученый, помоги!» — вспоминает изобретатель разговор с родственницей. Вернувшись в Новосибирск, Дымов решил использовать наработки по инвалидным коляскам для колясок детских. В соратники взял несколько человек — Никиту Попова, с которым познакомился в одной из поездок по регионам в составе приемной комиссии и который позднее стал студентом той же кафедры, что и Илья. И второго Никиту — Васильева, своего студента, с которым разговорился после одной из лекций по введению в направление. Консультировала команду Евгения Горевая — например, подала идею провести соцопросы среди новосибирцев. У нескольких сотен человек поинтересовались, сколько у них колясок в семье, покупают их или берут в аренду, интересна ли им разработка, облегчающая движение коляски. Результаты команду порадовали, и Дымов приступил к технической части проекта. Не все эксперты согласны с тем, что разработка вызовет ажиотаж среди целевой аудитории. «Я не представляю, где нужно гулять и в какую гору толкать коляску, чтобы привод стал актуальным... вот разве что на Кавказе», — говорит Юрий Кузин, сотрудник НИИ специального машиностроения при МГТУ им. Баумана. «Россия-1» и венгерский атташе Закупать почти ничего не пришлось: оборудование — аккумуляторы, двигатели, платы — осталось от предыдущей итерации идеи с инвалидными колясками. За несколько тысяч рублей купили подержанную коляску на «Авито» и стали экспериментировать. Начали с модернизации аккумулятора, который плохо держал заряд — для этого в блок управления добавили дополнительные платы. Затем скооперировались с кафедрой менеджмента, чтобы просчитать экономику проекта. «Мы прикидывали, что разумнее поставить — два двигателя и одно ведомое колесо либо один тяговый двигатель и два ведомых колеса, нужно ли регулирование скорости, — рассказывает Дымов. — В итоге остановились на четырехколесной версии с регулятором скорости — рычажком на рукоятке коляски». Удалось даже шапочно познакомиться с гипотетическими партнерами: в Новосибирский Академгородок приезжали представители LG. Дымов рассказал им об идее, показал чертежи. Южнокорейский производитель электроники заинтересовался и обещал оценить прототип на следующем «Технопроме», но на выставку не приехал, и связь прервалась. «В России рождается чуть меньше 2 млн детей в год, потенциально — около 18 000 более или менее обеспеченных мамочек. Допустим, 30% из них достаточно гиковаты, чтобы купить себе такое колесо» Через несколько месяцев ученые собрали первый прототип коляски Smart Kengoo и вышли с ним на Сибирскую венчурную ярмарку в рамках очередного «Технопрома». Продукт представлял собой детскую коляску, два колеса на которой заменены на электропривод — так называемые мотор-колеса, которые используются, например, в электросамокатах. «Мозгами» устройства служит микроконтроллер — в него заложены все алгоритмы управления двигателями. Регулировать скорость движения можно с помощью пульта управления — рычага, прикрепленного к рукоятке коляски. Питает всю систему небольшой аккумулятор весом 1,2-1,3 кг. Ученые подготовили презентацию для потенциальных инвесторов — как умели, в Power Point. Но организаторы забраковали ее за день до мероприятия. «Оказалось, мы вообще ничего не рассказали про целевую аудиторию, непонятно описали продукт. Пришлось потратить ночь на переделку», — вспоминает Дымов. Ярмарка принесла команде приз зрительских симпатий и неожиданно пристальное внимание федеральных СМИ: о роботе-коляске показали сюжет на местном канале «Россия-1», а затем и федеральной «России-24», также материал об устройстве вышел на сайте агентства ТАСС. Медийность дала свои плоды: по следам телесюжетов к Дымову пришли два потенциальных инвестора. Первым стал Андрей Шемет, владелец небольшого интернет-магазина детских игрушек из Волгограда. «У меня родилась идея [автоматизированной детской коляски], я погуглил [уже существующие решения] и нашел ребят. Мы чуть-чуть пообщались, но я понял, что продукт сложный в реализации, а самое главное, дорогой на выходе», — рассказал Шемет Forbes. Себестоимость коляски была действительно высокой: 28 000-36 000 рублей в зависимости от модели (разработали еще и трехколесный вариант). В розницу ее планировали продавать за 50 000 рублей. «В России рождается чуть меньше 2 млн детей в год, потенциально — около 18 000 более или менее обеспеченных мамочек. Допустим, 30% из них достаточно гиковаты, чтобы купить себе такое колесо. Значит, 6000 колясок в год — потенциальный рынок в России, — приводит гипотетические расчеты партнер венчурного фонда LETA Capital Сергей Топоров. — Пусть 30% от них — достижимый для компании рынок. Получаем 2000 клиентов в год. При премиум-продукте — вполне неплохой рынок для малого бизнеса, на $5-10 млн выручки». «Я сам вижу в Новосибирске много мамочек, которые зимой по рыхлому снегу с трудом толкают перед собой коляски с детьми» По словам Дымова, на выставке к стенду Smart Kengoo также подошел первый атташе посольства Венгрии в Москве — он якобы заинтересовался продуктом и обещал помочь с выходом на венгерский рынок, когда проект наладит массовое производство. Но прежде чем осваивать международную арену, команде нужно было разобраться с масштабированием продукта на домашнем рынке. «Проект подходит под национальный проект «Демография», так как поможет мамам двойняшек и тройняшек справляться с колясками без проблем. И под национальный проект «Здравоохранение», так как ценность изобретения для родителей с ограниченными возможностями неоспорима. Соответствие сразу двум национальным проектам позволит команде привлечь длинные и дешевые деньги на его развитие, воспользоваться различными программами поддержки, льготами и преференциями, — говорит Сурен Айрапетян, управляющий партнер венчурного фонда Rebridge Capital. — С учетом того, что правительство поддерживает экспорт технологичных продуктов, можно ожидать, что новосибирским ученым помогут эффективно выйти на иностранные рынки». По его словам, товар может быть востребован на азиатских рынках, а активное торговое сотрудничество между Россией и Китаем обеспечит идее легкость воплощения. «Кстати, тот факт, что разработчики базируются в Новосибирске, крайне удачный. Логистика до Китая удобна и недорога», — отмечает эксперт. Модульный подход Дымов понял, что такой дорогостоящий продукт вряд ли станет массовым, особенно в регионах. «К тому же, у многих родителей уже есть своя обычная коляска, и мало кто решится покупать вторую, даже с такой дополнительной ценностью», — рассудил ученый. Тогда команда уже из пяти аспирантов и магистрантов НГТУ сосредоточилась на разработке модульной версии съемного электропривода. У этой итерации продукта шансов попасть на полки ритейлеров намного больше, считает Дымов. «Умные» коляски также производят несколько зарубежных компаний — например, американская 4Mums и итальянская Foppapedretti, но все они предлагают цельную конструкцию с люлькой. Модульный подход — ноу-хау Smart Kengoo, уверяет Дымов. Себестоимость модуля составит около 8000 рублей, а в рознице эта версия, по предположению создателя, будет уходить за 12 000. «Ритейлеры обычно забирают не меньше 20% цены. Поэтому с каждой проданной единицы создателям будет прилетать по 1000 рублей — это уже не бизнес, а хобби», — комментирует такие расчеты Сергей Топоров из LETA Capital. «Вот поэтому и мало венчурных сделок в России. Инвестору нужно большое будущее продавать, а у наших амбиции уровня «надо же с чего-то начинать» По расчетам самого Дымова, для получения международного патента, отладки производства и выхода на рынок ему потребуется чуть меньше $100 000. Этого должно хватить на производство сначала 30, а на второй год — 50 единиц продукции. «Для венчурных инвесторов это, конечно, очень небольшая история. $4000 на доработку первой партии и $100 000 на выход на рынок — довольно нереалистично звучит. Это вообще кредит уровня личных займов в банке, — отмечает Топоров. — Кроме того, если крупные игроки заметят разработку, скопировать ее будет несложно. Что тоже смущает». По его словам, проект может заинтересовать бизнес-ангелов из традиционных индустрий, «которые не в венчур хотят играть, а в реальный бизнес». Дымов и не замахивается на крупные фонды, а ищет потенциальных партнеров среди средней руки предпринимателей. Например, Олег Попов, серийный бизнесмен из Новосибирска, заинтересовался Smart Kengoo еще на прошлогоднем «Технопроме» и ведет переговоры с основателем. «У меня есть несколько компаний — юридическая фирма, общепит, ремонт автомобилей, есть свободные средства, которым я ищу разумное применение, — поясняет Попов. — Меня привлек рыночный потенциал разработки — я сам вижу у нас в Новосибирске много мамочек, которые зимой по рыхлому снегу с трудом толкают перед собой коляски с детьми». По его словам, он готов вложить требуемые $100 000, но только когда продукт доведут до ума: «Пока что вкладываться не во что, и подробно условия мы не обсуждали». «Инвестору нужно большое будущее продавать, а у наших амбиции уровня «надо же с чего-то начинать». Очевидно, что дело тут именно в мышлении. А с таким мышлением построить что-то действительно большое можно лишь с уникальной востребованной технологией, когда к тебе все пойдут, потому что больше никто не умеет делать», — рассуждает Топоров из LETA Capital. Мамосамокат для «последней мили» Новую доработанную версию модульного робота Дымов собирается представить на очередном «Технопроме», который пройдет в Новосибирске 18-20 сентября. Аккумулятор в этой итерации может катать груз весом до 17 кг три часа без подзарядки, решена проблема слишком резкого разгона и торможения, которые могли серьезно испортить пользовательский опыт, реакция на нажатие рычага изменения скорости происходит мгновенно, а не с задержкой в несколько секунд, как в первой версии. «Самое трудное — это выйти на улицу через последний лестничный пролет от лифта (а у кого-то вообще лифта нет, и они с 5-го этажа спускаются), а потом вернуться обратно. Это можно назвать «проблемой последней мили». И вот здесь немаловажным становится вес коляски. Опыт подсказывает мне, что коляска, оснащенная двигателем и аккумулятором, станет неподъемной для большинства мам», — считает Юрий Кузин, сотрудник НИИ специального машиностроения при МГТУ им. Баумана. К утверждению о том, что аккумулятор весом 1,3 кг сможет катить по смешанному рельефу коляску с ребенком три часа без подзарядки, он относится скептически: «Вряд ли там есть эффективная система рекуперации. Тогда мама должна отпускать коляску с горки для подзарядки. Ни один родитель этого не сделает». Параллельно с развитием бизнеса Дымов готовится к защите кандидатской диссертации: надеется, что это повысит статус его проекта для инвесторов: «Буду уже не просто студент с горящими глазами, который хочет сделать мир лучше, а специалист в своей узкой области». Кроме классической модели, облегчающей движение коляски по прямой, ученый задумывается и над системой для легкого спуска по лестнице — для этого к электродвигателю добавят дополнительное плечо, напоминающее спиннер, который будет «карабкаться» по ступенькам, поглощая разницу высот. Юрий Кузин из НИИ специального машиностроения при МГТУ советует пойти еще дальше: «Если бы ребята задумались над мамомобилем, мамосамокатом, который был бы компактен, как самокат, но имел люльку для ребенка, чтобы он давал возможность ездить по тротуарам, избегая пробок и повышая мобильность, вот тогда — другое дело». 10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет 1 из 10 2 из 10 Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС 3 из 10 Instagram 4 из 10 5 из 10 6 из 10 7 из 10 8 из 10 9 из 10 10 из 10 Олег Кивокурцев, 28 лет, Promobot Сооснователь компании Promobot — производителя автономных сервисных роботов — родился и вырос в Перми. Робототехникой он увлекся в 2012 году, а компанию Promobot вместе с партнерами основал три года спустя — первый «офис» был в гараже. За четыре года стартап прошел путь от исполнения штучных заказов для пермских торговых центров до производства больших партий роботов для российских и зарубежных клиентов (в прошлом году было собрано более 170 «промоботов», а география их поставок расширилась до 33 стран). У Promobot есть контракт с американской Intellitronix более чем на $50 млн, выручка компании превышает 100 млн рублей в год, а весь бизнес инвесторы оценивают в 2 млрд рублей. Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России Георгий Соловьев, 29 лет, Skyeng Онлайн-школу английского языка Skyeng Георгий Соловьев и его партнер Харитон Матвеев основали в 2012 году. В 2014-м стартап запустил собственную платформу обучения Vimbox (виртуальный класс), в 2016-м — мобильные приложения и сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам. По итогам 2017-го выручка компании выросла в 2,2 раза и составила 725 млн рублей. В 2018-м Skyeng привлек инвестиции от фондов Baring Vostok: бизнес был оценен в рекордные для рынка образовательных технологий (EdTech) в России $100 млн. Максим Древаль, 27 лет, L2P Limited Выпускник МГУ и Высшей школы экономики Максим Древаль начинал карьеру менеджером проектов в «Яндексе» и Mail.Ru Group. В 2010 году он получил статус сооснователя в проекте Алексея Половинкина «100 ЕГЭ». В 2013-м компания стала полноценной онлайн-школой. В 2014-м, после слияния проекта с «Нетологией», Древаль выступил соучредителем холдинга «Нетология-групп», где занял пост директора по продуктам. В 2016-м предприниматель создал L2P Limited. Компания занимается проектами на стыке киберспорта и образования. Илья Лагутин, 29 лет, Aitarget Частный инвестор и предприниматель Лагутин в 2010 году окончил факультет менеджмента Высшей школы экономики. С 2007 года он специализируется на теме рекламы в интернете. В 2013-м основал Aitarget. Сегодня компания Лагутина обладает статусом маркетингового партнера Facebook в России — официального реселлера рекламы Facebook и Instagram в стране. Илья Чех, 29 лет, «Моторика» В 2013 году Илья окончил НИУ ИТМО в Санкт-Петербурге. Работал инженером-конструктором на машиностроительном заводе. Чех собрал команду инженеров и программистов для разработок в области робототехники и биомеханики. Участвовал в создании лунохода в составе команды «Селеноход». В 2013-2014 годах он занимался разработками в области космических систем сближения. Участник первой российской команды программы Mars Desert Research Station. Илья основал компанию «Моторика» — производителя биоэлектрических протезов с широким набором функций. В 2018-м выручка стартапа выросла в 2,5 раза, до $1 млн, а производственная площадка компании открылась в Китае. Анна Белова, 30 лет, Devar В 2015 году тулячка Анна Белова вместе с партнерами Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым запустила стартап Devar. Проект занимается производством детских книг с технологией дополненной реальности (augmented reality — AR). Всего за год работы компания вышла на оборот в 15 млн рублей. Сегодня продукция Devar продается уже в 40 странах, и 70% выручки приходится на зарубежные рынки. В линейке более 200 наименований образовательных и развлекательных AR-книг. В феврале 2018 года стартап привлек инвестиции в объеме $3 млн от известного венчурного фонда Leta Capital. Никита Блинов, 29 лет, Rubbles Основатели Rubbles (помимо Блинова, это 27-летние Владислав Лисицкий и Александр Фонарев) познакомились во время учебы на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. После университета все трое пришли работать в «Яндекс», где и родилась идея стартапа. Компания Rubbles разрабатывает решения на основе анализа данных для крупных компаний — банков, ретейлеров, промышленных предприятий. В 2017 году проект привлек $1,5 млн от фонда FinSight, инвестировавшего в такие компании, как Badoo, Banki.ru и Busfor. Сегодня у Rubbles более 20 клиентов в России и за рубежом (в странах Европы, Сингапуре, Канаде), где стартап работает под брендом SBDA Group. Валерий Ильинский, 29 лет, Genotek Основатели компании Genotek Валерий Ильинский и Артем Елмуратов — выпускники биологического и механико-математического факультетов МГУ. В 2010-м году они создали бизнес в перспективной индустрии генетических исследований. Компания быстро превратилась в одного из лидеров быстрорастущего рынка и уже в 2012-м получила $500 000 инвестиций от фонда Rustars Ventures и группы частных лиц. В 2016-м Genotek привлек еще $2 млн, в 2017-м — $1 млн. В последнем случае инвестором выступил фармацевтический холдинг «Фармстандарт». Genotek делает до тысячи генетических тестов в год. Компания предлагает широкий спектр услуг, от анализа происхождения до специализированных ДНК-тестов по назначению врача. Дарья Ребенок, 28 лет, Grabr Идея стартапа Grabr родилась у Дарьи Ребенок, когда она устала возвращаться в Россию из-за границы с чемоданами вещей, слишком дорого стоивших на родине. В 2015-м предпринимательница вместе с мужем Артемом Федяевым запустила проект, призванный избавить пользователей от необходимости всякий раз ехать за нужным товаром самим. На платформе Grabr можно оставить простую заявку, и за $10 ее возьмется исполнить путешественник, которому «по пути» с заказчиком. Так родилось и выросло сообщество из почти миллиона пользователей. Они доставляют друг для друга товары по всему миру — причем среди «курьеров» есть и сооснователи компании. Уникальный бизнес уже привлек $14 млн инвестиций. Владимир Свешников, 29 лет, «Робот Вера» Сооснователь Stafory, компании-разработчика робота для подбора персонала «Вера», перебрался в Санкт-Петербург с Дальнего Востока в 2006 году. Идея создать виртуального ассистента, который поможет компаниям автоматизировать процессы массового рекрутинга, пришла ему в голову в 2015-м. В том же году он вместе с партнером Александром Ураксиным всерьез взялся за разработку «Веры». Инновационный продукт получился востребованным: помощью ассистента с технологиями искусственного интеллекта уже воспользовались порядка 200 крупных компаний. Среди клиентов Stafory — МТС, «КДВ Групп», PepsiCo, «Ростелеком» и IBS. В декабре 2018-го стартап привлек 226 млн рублей. Основной инвестор — Фонд развития интернет-инициатив.

Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску
© Forbes.ru