Герман Титов: что мы знаем о легендарном космонавте номер два
Сегодня, 11 сентября, исполняется 84 года со дня рождения знаменитого героя отечественной космонавтики, совершившего первый длительный космический полет – Германа Титова. Этот легендарный человек вслед за Юрием Гагариным оказался на космической орбите и провел там множество экспериментов. В чем он только не стал первым! Это был первый человек, проверивший на себе, как функционирует человеческий организм, долго находящийся в полете, каково в космосе есть и спать. Человек, сделавший первые снимки Земли из космоса и совершивший за сутки своего полета множество других открытий. Названный в честь пушкинского героя Будущий космонавт родился в селе Верх-Жилино Алтайского края. Его отец Степан Павлович Титов был невероятно талантливым человеком. Про таких говорят: «самородок»; он увлекался живописью и музыкой, умел играть на баяне и мандолине. Даже поступил с этим багажом в консерваторию и научился играть на скрипке, но профессиональным музыкантом так и не стал. Не доучившись, он вернулся в родные края, окончил коммунарскую школу и стал учителем литературы и русского языка в местной школе. Он писал стихи и песни, занимался иностранными языками, а также был выдающимся садоводом. В те времена в своей деревне он делал то же, что и знаменитый ученый Иван Мичурин в Козлове: прививал плодовые деревья, стремясь вывести новые сорта фруктов. Отец будущего космонавта был романтиком: он назвал сына и дочь в честь героев Пушкина: Германом («Пиковая дама») и Земфирой («Цыганы»). В авиацию – за красивой формой В школе Герман Титов увлекся техникой. Сперва он стал помогать сельскому киномеханику, потом мальчишку заинтересовала идея создания школьного радиоузла, для которого он собрал самодельный радиоприемник. К концу школы Герман построил даже маленькую электростанцию. Фото: Брянов А./ТАСС В 1953 году выпускник школы Герман Титов был призван в армию. Когда в военкомате его спросили, где он хочет служить, он попросился в авиацию. Позже он признавался, что в тот момент в авиации его больше всего привлекала красивая форма. Семья жила очень бедно, и к концу школы юноша стал заметно стесняться того, что он плохо одет. Титов рассказывал: «Однажды в село приехал муж нашей учительницы – золотые пуговицы, погоны, галстук, ботинки блестящие. Ну, я и спросил, мол, дядя, а где все это дают? Он ответил: «В авиации». В космонавты тайком от жены После окончания Военной авиашколы последовала учеба в Сталинградскоом военном авиаучилище в Новосибирске, потом служба в ВВС Советской армии. В 1957 23-летний старший лейтенант Титов уже служил в части ВВС в Ленинградском военном округе. Там он познакомился со своей будущей женой Тамарой Черкас родом из Луганска. Она приехала поступать в Ленинградское медучилище, но не поступила и работала в столовой воинской части. Через год они поженились. Фото: Генде-Роте Валерий/ТАСС А в 1959 году летчику Титову предложили принять участие в испытаниях особой секретности. Это был отбор в отряд космонавтов, но молодой жене он в этом не признался: боялся волновать, ведь она носила первенца и готовилась стать мамой. Да и сам Герман Титов, как и остальные будущие космонавты, не сразу узнал, к чему его готовят. Ведь на первом этапе участвовать в испытаниях пригласили три с половиной тысячи советских летчиков, и слово «космос» им никто еще не говорил. Просто предлагали пройти испытания, чтобы в дальнейшем особым секретным образом послужить Родине. Отбор проходил в московском Центральном авиационном госпитале. Медики тогда еще толком не знали, что может ждать человека в космосе, поэтому перестраховывались с запасом. Первым претендентам в космонавты пришлось претерпеть очень жесткие испытания, в ходе которых некоторые летчики даже теряли сознание. Жене Титов писал из госпиталя: «Вновь иду на «гестапо». Теперь мне думается, что я двужильный, поскольку переношу невероятные нагрузки». Дублер и конкурент Гагарина 7 марта 1960 года был сформирован первый отряд космонавтов. Зачислено в него было 20 летчиков, но потом, по результатам новых тестов, отобрали всего шестерых. Именно им предстояло стать первыми советскими космонавтами. В этой группе были Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Валерий Быковский и Павел Попович. Все они, кроме Григория Нелюбова, совершили полеты в космос. Подготовка к полету человека в космос шла невероятными темпами, ведь стояла амбициозная задача перегнать США и стать в космосе первыми! Однако не все пробные запуски были удачными. Лишь 19 августа 1960 года впервые удалось не только запустить, но и вернуть живыми из космоса двух собачек. Это были легендарные Белка и Стрелка. Но за этим последовала череда неудач. В октябре 1960 года при подготовке к первому запуску межконтинентальной ракеты Р-16 произошел взрыв и страшный пожар. Погибли десятки работавших на запуске людей. Лишь в феврале 1961 года полоса неудач осталась в прошлом. Из полетов одна за другой вернулись живыми и невредимыми собачки Чернушка и Звездочка. Оставалось всего полмесяца до первого полета человека в космос. Все это время Титов и Гагарин имели равные шансы стать космонавтом №1. Вот что говорил о своем дублере Гагарин, вернувшись из космоса: «В комнате вместе со мной жил Космонавт Два. Мы существовали по единому расписанию и походили во всем на братьев-близнецов. Да мы и являлись братьями – нас связывала одна цель, которой мы посвятили жизни». Имя Титова в тот момент еще было засекречено. Фото: Савостьянов Владимир/ТАСС Почему Титов не стал первым До самого конца не было известно, кто из отряда совершит легендарный первый полет в космос. Титов с Гагариным шли на равных, и предпочтение отдавалось Титову. Есть несколько версий, почему в результате выбор пал на Гагарина. По одной из них, кандидатуру Титова «завернул» лично глава государства Никита Хрущев, поскольку ему не понравилось имя космонавта. По его мнению, символом страны и олицетворением эпохи должен был стать парень с настоящим русским именем, а не с редким именем Герман, звучащим, как иностранное. По второй версии, «отвод» кандидатуре Титова дал главный конструктор Сергей Королев. Дело в том, что в период подготовки к полету будущий космонавт перенес страшную семейную трагедию: умер его маленький сын. Мальчик родился с пороком сердца и прожил всего семь месяцев. Эта потеря стала серьезным испытанием для Титова. А Королев хотел быть уверенным в максимальной психологической устойчивости первого космонавта. Наконец, возможно, что Германа Титова просто приберегли, как более ценного и сильного кандидата, для второго полета – более сложного. Это подтверждает запись в дневнике помощника Главнокомандующего ВВС по космосу генерала Каманина, лично выбиравшего первых космонавтов: «Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Германа Титова, – необходимость иметь на суточный полет более крепкого космонавта». Сутки в космосе Герман Титов был горяч, амбициозен, и решение первым послать в космос не его больно ударило по самолюбию молодого летчика, который рвался к победе. Однако к тому времени все уже понимали – второй полет просто обязан быть более продолжительным и более сложным. И в этот раз Титов сразу стал главным кандидатом, хотя, конечно, у него тоже был дублер – Андриян Николаев. Медики считали, что полет должен продолжаться не дольше трех витков, но сам Титов сказал: «Лететь нужно на сутки!». Его поддержал и Сергей Королев, указав, что в этом случае можно будет организовать посадку там же, где садился Гагарин – в Заволжье. Тем более, что там уже отработана работа поисковых групп. Это был очень амбициозный план! 6 августа 1961 года Герман Титов совершил на космическом корабле «Восток-2» второй в истории космический полет. Продолжительность полета составила 1 сутки, 1 час и 11 минут. За это время космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток. Фото: ТАСС Герман Титов сделал первые фотоснимки Земли, в том числе знаменитый кадр с иллюминатором. Он впервые пообедал и поужинал в невесомости, причем это оказалось непросто: у космонавта началась рвота. Позже этот опыт заставил изменить систему подготовки космонавтов на Земле. А еще Титов сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов, и даже проспал связь с Землей! Точнее, он проснулся за 10 минут до связи, решил еще подремать и заснул заново. Когда через 35 минут он вышел на связь, на Земле уже начиналась паника. Главные риски: поезд и бдительные граждане Но настоящая опасность ждала летчика в момент приземления. Его космический полет окончился утром 7 августа. Причем, по невероятному стечению обстоятельств, спускаемый аппарат на парашюте начал опускаться прямиком на железнодорожное полотно, по которому двигался поезд. Некоторое время казалось, что столкновения с поездом при приземлении не избежать. К счастью, спускаемый аппарат с Титовым все же отклонился от железной дороги и приземлился в пятидесяти метрах от нее, на вспаханном поле. Но и это еще не все. Когда Титову удалось выбраться наружу, то одетого в скафандр космонавта задержали бдительные местные жители, которые приняли его за вражеского разведчика и не отпускали до выяснения обстоятельств. На момент полета Герману Титову было 25 лет и 330 дней, так что он является самым молодым космонавтом. И этот «рекорд космической молодости» не побит до сих пор. Час славы и недоразумения с милицией Уже через два дня после возвращения, 9 августа 1961 года, майору Герману Титову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В те времена каждому космонавту, который вернулся из космоса, правительство дарило мечту миллионов советских людей – новенький автомобиль «Волга». Все автомобили космонавтов регистрировались в Звездном городке и получали спецномера – буквенный код «ММО» и цифровой, соответствующий порядковому номеру полета. У Титова был автомобиль с номером 0002 ММО. Дали ему также и новую квартиру, и повышенную зарплату, которая была в несколько раз выше доходов рядового летчика-истребителя. Космонавт №2 был также награжден орденами Болгарии, Монголии, Индонезии, ГДР, Югославии, Румынии, Сирии и Конго. Несмотря на все почести, по свидетельству друзей, Герман Титов нисколько не страдал звездной болезнью, хотя ему и приходилось, как космонавту №2, вращаться в кругах самого высокого уровня, в том числе встречаться с главами государств СССР и США. Тем не менее Титов был прост в общении и много сил отдавал работе. Однажды с ним произошел невероятный случай: его задержал наряд милиции, приняв за... бомжа! Дело было так: усталый космонавт возвращался на автобусе дальнего следования из командировки. Когда автобус остановился для заправки, выбежал на минутку в магазин: без документов, одетый в спортивный костюм. К нему подошли милиционеры, попросили предъявить документы. Объяснениям не поверили, за легкой небритостью героя узнавать отказались и препроводили в участок. Когда Герману Титову удалось добиться телефонного звонка, то командир отряда космонавтов Николай Камалов лично примчался с документами выручать его из КПЗ. Побелевшие от ужаса милиционеры буквально валились в ноги космонавту, над которым только что грубо посмеялись. Герман Титов не стал поднимать шума, решив пожалеть их семьи, и замял неприятный инцидент. Почему Титов больше не полетел в космос После первого полета Герман Титов стал усиленно готовиться к следующим. Ведь он прошел такую отменную тренировку! Однако план на несколько следующих полетов был уже составлен, к тому же возникла внеочередная идея отправить в космос первую женщину. И вопрос о новом полете Титова отложился на годы. Он продолжал служить в отряде космонавтов, окончил Военно-воздушную инженерную академию. В составе первого отряда космонавтов Титов оставался в течение 10 лет: участвовал в программе подготовки космических полетов «Спираль», испытывал летательные аппараты МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и другие. Однако гибель Юрия Гагарина в марте 1968 года поставила крест на космической карьере космонавта № 2: политбюро ЦК КПСС приняло решение беречь его и указом главнокомандующего ВВС Титова отстранили от полетов: мол, он – народное достояние, и страна не может им рисковать! Фото: Соболев Валентин/ТАСС Это был тяжкий удар для Титова, который не мыслил себя без неба. Но он был сильным человеком, и в 1970 году поступил в Военную академию генштаба. По воспоминаниям космонавтов, он был очень разносторонним человеком: легко и талантливо рисовал, пел, отлично танцевал, был на «ты» с художественным словом. В частности, написал пять книг об авиации и космосе. Он неоднократно участвовал в создании документальных научно-популярных фильмов. Таких, как «Москва встречает космонавта-2», «Снова к звездам»., «В 35-й раз через экватор», «Герман Титов. Первый после Гагарина» и других. После окончания академии Герман Титов был назначен заместителем руководителя Центра по управлению космическими аппаратами Министерства обороны СССР. С 1973 года возглавлял научно-исследовательские программы в области космонавтики. В 45 лет Герман Титов защитил кандидатскую по военным наукам, а к середине 80-х годов стал уже доктором наук. В 1988 году космонавту было присвоено звание генерал-полковника авиации. В 1991 году Герман Титов уволился в запас, но еще долго работал в космической сфере. В 1999 году он возглавил Федерацию космонавтики РФ, был депутатом Государственной Думы. Он умер через 10 дней после своего 65-летнего юбилея, в своей квартире в Москве, от сердечного приступа. В честь космонавта №2 названы кратер на обратной стороне Луны, аэропорт Барнаула, остров в Тонкинском заливе (Бухта Халонг) и десятки улиц в городах России, Украины и Казахстана. Всю жизнь Герман Титов преклонялся перед возможностями космической техники, которая творит чудеса, и считал, что это только начало великого пути человечества в космос.