Войти в почту

Умножая долги. «Русалу» не хватает денег на проекты в России и США?

Три раза по 15 Двенадцатого сентября на Московской бирже должно состояться размещение десятилетних облигаций «Русала» на общую сумму 15 млрд рублей. Это далеко не первый выпуск долговых бумаг российской алюминиевой монополии: в апреле и июле нынешнего года компания провела две эмиссии облигаций с аналогичными сроками обращения и на точно такие же суммы. В самом «Русале» о целях размещения четко не сообщают, предпочитая в пресс-релизах говорить лишь о повышенном интересе к компании со стороны инвестиционного сообщества и о ее стратегии, направленной на инновационное развитие и учет современных запросов в отношении экологии. Но столь частое заимствование денег вызывает недоумение, поскольку в августе «Русал» опубликовал финансовые результаты за первое полугодие, показав в них чистую прибыль в размере 558 млн долларов. Правда, она снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 41,4 %, но тем не менее «Русал» продолжает оставаться рентабельным, и для размещения ценных бумаг, казалось бы, нет оснований: зачем компании брать деньги в долг, если она получает хорошую прибыль? Окошко для возможностей Отраслевые аналитики расходятся во мнениях, зачем «Русалу» понадобилось снова брать деньги взаймы. «Полагаю, что на рынке заимствований образовалось «окно возможностей» и «Русал» просто решил им воспользоваться», – считает Александр Осин, аналитик компании «Фридом Финанс». «Размещение облигаций связано с тем, что это понятный и привлекательный инструмент финансирования операционной деятельности, а компания – хорошо знакомый инвесторам эмитент, у нее прочные позиции на рынке, потребности в ее продукции имеют хорошие перспективы. Все это практически гарантирует возврат средств тем, кто приобретет ее ценные бумаги. А полученные средства вместе с чистой прибылью позволят компании осуществить больше планов, чем если бы она направила на эти цели одну лишь чистую прибыль», – говорит Анатолий Вакуленко, аналитик «Финам». Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, предполагает, что «Русал» с помощью облигационных займов будет реструктурировать существующие долги. «Скорее всего, новый долг будет замещать текущие долги компании, которые она привлекала в неблагоприятный для себя период», – указывает он. На долги и на достройку «Русал» действительно может попытаться использовать средства, получаемые от облигационных займов, на погашение своих долгов. В пользу этой версии говорят два факта. Во-первых, чистый долг «Русала» за первую половину 2019 года составил 7,52 млрд долларов и он пока не снижается. Во-вторых, эмитентом всех трех выпусков облигаций был Братский алюминиевый завод (БрАЗ), но не сам «Русал» как юридическое лицо. Возможно, подобным образом «Русал» навешивает долги на БрАЗ, потому что ему самому банки могут отказывать в предоставлении кредитов, пока он не расплатится по старым долгам. В то же время «Русал» может направить часть средств на реализацию заявленных проектов. Один из них – достройка Тайшетского алюминиевого завода (ТАЗ). «Русал» занимается проектом его строительства с 2008 года и не раз приостанавливал и возобновлял работы. В него уже вложено порядка 800 млн долларов, и нужны еще деньги для завершения проекта, причем, похоже, в срочном порядке: ввод ТАЗа в эксплуатацию должен состояться уже в 2020 году. Другой проект – строительство вместе с американской компанией Braidy Industries прокатного завода мощностью 500 тысяч тонн в год. Причем официально Braidy Inustries заявляла о намерении «Русала» вложить в него лишь 200 млн долларов из необходимых 1,7 миллиарда. Вполне вероятно, что «Русалу» придется потратить на предприятие в США не 200 млн долларов, а гораздо более серьезную сумму. Дело в том, что данный проект можно рассматривать как знак лояльности к властям США за снятие санкций, и не исключено, что они могут потребовать от «Русала» увеличить в него инвестиции. Поскольку «Русалу» важно восстановить утраченные позиции на американском рынке, ему не останется иного выхода, как согласиться. Переезд подобен пожару Нельзя сбрасывать со счетов и то, что «Русал» может предоставить льготный заем группе ГАЗ (имеющей кучу своих долгов), которая столкнулась со спадом продаж автомобилей и может перейти на неполную рабочую неделю. В принципе, такая взаимовыручка законодательством не запрещена, тем более что владелец-то у них общий – одиозный олигарх Олег Дерипаска. Нужны деньги «Русалу» и на переезд его штаб-квартиры из Москвы в Красноярск. Туда требуется перевести не просто несколько сотен сотрудников с приличными по красноярским меркам зарплатами, – их еще нужно обеспечить жильем и создать условия для продуктивной работы. Однако свободные помещения на Красноярском алюминиевом заводе, пригодные для размещения офисов, вряд ли есть, и «Русалу» надо будет арендовать сколь-либо приличную недвижимость. Обращает на себя внимание множество исков к предприятиям «Русала». Только с начала текущего года в арбитражные суды было подано несколько десятков исков на самые различные суммы и по разным основаниям. Например, фирма «Союзкомплект» намерена взыскать с БрАЗа 8,773 млн рублей, «Энергокомплекс» требует от компании «Русал Уральский алюминий» возврата имущества из незаконного владения, «Росэнергоэкспорт» с Ачинского глиноземного комбината – отдать ему электродвигатель (!) и возместить убыток и судебные расходы, Каменск-Уральский металлургический завод добивается от торгового дома «Русала» выплаты неустойки в размере 3,502 млн рублей. Среди судебных дел есть имеющие экологическую направленность. Так, управление Росприроднадзора по Хакасии взыскивает с Саяногорского алюминиевого завода аж 1,877 тысячи рублей задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2011 года, департамент этого же ведомства по Сибирскому федеральному округу требует с Ачинского глиноземного комбината возмещения вреда, причиненного речке Бердовке. На рынке все неопределенно Создается впечатление, что у «дочек» «Русала» не хватает средств для выплат их контрагентам: если бы все было нормально, к ним не подавались бы иски (и многие из них удовлетворены арбитражными судами). В ближайшие месяцы ситуация может усугубиться – мировые цены на алюминий еще с мая прошлого года иду вниз: тогда они были чуть выше 2,2 тысячи долларов за 1 тонну, сегодня же находятся в районе 1,8 тысячи долларов и повышаться не хотят. И «Русал» в одном из недавних пресс-релизов признал, что положение дел ухудшается: «Неопределенность на рынке, связанная с напряженностью в вопросах торговли между Китаем и США в сочетании с глобальным сокращением производственной активности, может негативно отразиться на спросе на алюминий во второй половине 2019 года». В данной связи следует ожидать нового витка падения цен на алюминий, которое отрицательно скажется на выручке и прибыли «Русала» и может даже привести к остановке какого-нибудь из его заводов, скажем, Кандалакшского или Новокузнецкого. Тогда долги будут давить на «Русал» еще сильнее, и даже нельзя исключать дефолта по его облигациям – денег на все выплаты может банально не хватить. На запрос «ФедералПресс», направленный в пресс-службу «Русала» по поводу целей выпуска облигаций, на момент публикации комментариев получено не было. Фото: pxhere.com

Умножая долги. «Русалу» не хватает денег на проекты в России и США?
© РИА "ФедералПресс"