10 сентября – день рождения Егора Летова, в 2019 году ему исполнилось бы 55 лет. Такая дата – не круглая, но по - своему знаменательная. В России принято «датным» юбилеям посвящать фильмы, памятники, открытие музеев, проведение фестивалей, конкурсов, концертов. Казалось бы, что панк-рок-тусовке до всего этого? Но Летов именно сейчас внезапно стал всем нужен и по-разному интересен. «Всё идёт по плану» В литературном музее им. Ф.М. Достоевского открылась выставка «Всё идёт по плану». Директор этого культучреждения Виктор Вайнерман в приветственном слове сказал, что это «событие большого культурологического значения» и отметил, что впервые в истории музея и в биографии самого лидера группы «Гражданская оборона» открывается посвящённая ему выставка. «Я не являюсь ни поклонником, ни почитателем творчества Егора Летова, но, поскольку наш литературный музей призван объективно отражать литературный процесс и его документировать, то мы с удовольствие открываем эту выставку. К счастью наша жизнь не черно-белая, в ней много цветов и оттенков и литературный процесс тоже не состоит исключительно из гармонических произведений, в нём есть разное. Оказывается разрушительная традиция, это панк-рок-традиции, а это отрицание, анархия, свобода на грани вседозволенности, тоже могут что-то созидать. Например, они создали это наше мероприятие, они позволили состояться нашей выставке». Среди экспонатов выставки есть личные вещи Летова, его автографы, фотографии, первый печатный плакат группы «Гражданская оборона», концертные записки, самиздатовские брошюры и эксклюзивные записи. Представлены барабаны и магнитофон. Один из главных экспонатов – джинсовая куртка. Её на две недели для выставки одолжил Сергей Синицын, который взял её у Егора Летова как-то поносить и до сих пор она у него. Сейчас о Летове говорят много, его песни звучат в фильмах и спектаклях, разошлись на мемы в соцсетях цитаты из его песен. «Про дурачка» звучит в фильме Александра Велединского «Живой» 2006 года, в недавнем «Братстве» Павла Лунгина «Всё идёт по плану» и «Солдатами не рождаются». Алексей Попогребский признавался, что фильма «Как я провёл этим летом» не состоялся бы, если бы не песни «Гражданской обороны». Сейчас в двух омских театрах не обошлись без отсылки к творчеству Егора Летова. В постановке «Про город» Пятого театра одним из персонажей стал сам музыкант, а «Галёрка» в спектакле-променаде использовала песни «Зоопарк». Всем памятен трибьют-концерт памяти лидера группы «Гражданская оборона» Омского симфонического оркестра. Это стало возможным благодаря аранжировкам кларнетиста Григория Вевера. Во время концерта он несколько раз выходил на поклон под бурные овации рокеров. Кстати, некоторые из них и помогли ему составить программу. «Симфооборона» - так назвали проект. Ул. Петра Осминина, 5 Егора Летова называют одной самых из легендарных персон в истории отечественной рок -культуры. Он родился, вырос и начал свою творческую жизнь в Омске. Его называют основателем, так называемого, «сибирского андеграунда» и «патриархом» русского панк-рока. О том, какой он был в детстве, рассказал его одноклассник Евгений Ломов. «Мы с Игорем приятельствовали. Это был нормальный пацан, конечно, он раньше, чем мы, начал изучать английский язык. Он брал листок и писал очень быстро, как потом я понял, альбомы «Тhe Beatles» по дате выхода и композиции на английском. Но Игорь в этой культуре был с детства благодаря брату Сергею. В школе Игорь был от общей массе в сторонке. Помимо всевозможных увлечений, он был ботаником, но не ботаном, а именно что ботаником. Он коллекционировал кактусы, у него на подоконнике была их огромная коллекция. Как-то мы пошли с ним гулять по Чкаловскому посёлку, и на окне увидели какой-то кактус неимоверный. Он назвал мне его по - латыни и по-русски, а для меня-то ну цветок и цветок, колючий разве что. Он сказал: «Хочу такой». Я ему: «Ну так в чём дело, зайди да попроси». Дня через три - четыре он уже показывал мне его у себя». Совсем недавно, разбирая архивы в квартире, вдова Летова Наталья Чумакова нашла запись 1972 года. На ней восьмилетний Игорь Летов поёт песню. На канале «ГрОб Films» опубликована эта запись, где будущий лидер группы «Гражданская оборона» поёт песню на стихи Роберта Рождественского «За того парня». В конце записи его отец Фёдор Дмитриевич говорит: «Запись сделана 19 декабря 1972 года». По её словам, аудиозапись оказался на полуразмотанной бобине. Кстати, Летов позже перепоёт самые знаковые советские песни в альбоме «Звездопад» 2002 года. Добавим, что учился Игорь Фёдорович в школе №45, она находится на улице Василия Товстухо, 4 а. На улице Петра Осминина, 5 в квартире 44 жила семья Летовых. Есть идея из неё сделать музей-квартиру. «Счастливый, в Омск едешь, а там Летов живёт» Все официальные, если можно так назвать, фото группы и самого Егора Летова сделал Андрей Кудрявцев. Он по распределению оказался в Омске в конце восьмидесятых. «Я из Питера, но когда уезжал сюда, то мне ребята из рок-клуба сказали: «Счастливый, в Омск едешь, а там Летов живёт». Я стал работать в редакции газеты «Молодой Сибиряк», спрашивал про Егора, но тогда никто не знал, говорили, что он в Новосибирске. Однажды мне кто-то дал телефон человека, который общался с группой. Я позвонил, мы разговаривал часа два о музыке. Потом тот человека сказал, ну, мол, ладно, я понял, что ты не из КГБ. И познакомил с Игорем. С ним было просто работать, а мы снимали очень много, но не было идей, какой-то концепции. Шли по Космическому, гуляли, уходили в леса, выходили на ТЭЦ-5. Снимали всё, что видели: лужи, груды мусора, трубы, коллекторы. Были на кладбище. Но для фотки, где он за колючей проволокой, вот тут он сопротивлялся. Я ему говорю, встань, любой возьмёт, очень знаковое. Он фыркал, всё говорил, что, фу, попса какая-то, но встал. Снимал и концерты. Там творилось нечто! Поставили ряд солдатиков, потому что тогда были низкие сцены, сейчас таких уже нет. Они под руки взялись в кольцо, а на них висит толпа. Кто-то вылетал и их утрамбовывали обратно. Кровь, споли, слёзы и все орут. И всем пофиг, все в ажитации. Время от времени девочек вытягивали из толпы и у сцены укладывали. Они в обмороке. Вот эта ревущая толпа, девочки у сцены и солдаты – это впечатляет. Я тогда сделал разве что несколько кадров музыкантов, фотографировал эту ревущую толпу. Есть плёнки, которые ещё не разобраны. Обещаю, что к 60-летию разберу архив». Дмитрий Родькин работал в студии «Гроб Рекордс». Познакомились в 2001 году и три последних альбома «Гражданской обороны» были записаны непосредственно при его технической помощи. «Егор был очень популярным человеком, когда мы познакомился. Я ему понадобился как специалист по компьютерам, потому что они перешли с магнитофонов на компьютеры при записи своей музыки. При личном общения был приветливый и добрый, тот мем, что гуляет по миру, что он был мрачным, враждебным, нелюдимым – это не так. Это был человек всегда добродушно настроенным, приветливым в общении, очень чувствовал настроение каждого. Готов был развеять любую напряжённую ситуацию. Одна из последних фото у меня есть, мы встретились в районе «Детского мира» на перекрёстке, со мной был друг с фотоаппаратом. Люблю его альбом «Мышеловка», когда услышал, был потрясён, насколько совпало моё тогдашнее мироощущение и эти песни. Дорог альбом «Долгая счастливая жизнь», с которого и началась наша встреча. Это моя фраза. В то время мы сидели с Наташей и Егором, разговаривали, а тогда она попала в реанимацию, мы говорили о жизни, как она может внезапно прерваться, прощаясь, я сказал: «Ну ладно, долгой и счасливой жизни каждому из нас». Это и осталось». Сергей Синицын принёс на выставку куртку Егора Летова. Сергей участник нескольких групп, сейчас реадктор нескольких пабликов в сети, посвящённых Летову и «Гражданской обороне». Это «Архивы омского рока» и «Егор Летов. Стена» «В начале 80-х годов я работал на дискотеках и был звукооператором во дворце культуры Козицкого. И у меня был доступ к аппаратуре. На тот момент, когда он всё это записывал, не было доступа к тем же микрофонам, собирали с миру по нитке. Мы с ним дружили до тех пор, пока его принудительно в психбольницу не поместили. Тогда все мы немножко пострадали. Я слетел с работы, потом не мог устроиться. С меня взяли подписку, что я обязуюсь больше не предоставлять инструменты. А история про куртку простая. Шёл как-то с вещевого рынка, а там собирались меломаны, было прохладно, дождь мокрый. Егор дал куртку, я не хотел её присваивать, но так она и осталась у меня. Висела в кладовке. Когда Егора не стало, то про неё вспомнил. Стали интересоваться его вещами, я давал поносить. Для фанатов – это реликвия. Когда объявили, что музей собирает вещи Егора Летова, отдал на экспозицию». «Гражданскую оборону» в масскульт? В свое время газета «КоммерчантЪ» сравнивала музыку Летова с «поющим» мясным фаршем», его игнорировали радиостанции и ТВ, про него знал андеграунд и он был кумиром. Сейчас о фестивале в его честь высказался народный артист РСФСР Лев Лещенко. Звучит почти как оксюморон. Но это действительность. А с идеей выступил губернатор Омской области Александр Бурков. В передаче «Диалог с губернатором» он сказал: «Давайте подумаем вместе с молодёжью. Может, какой-то рок-фестиваль организуем. Он может быть межрегиональный. Новосибирцев пригласим, тюменцев. А потом уже, глядишь, выйдем в масштабах России. Международный будет. Конечно, это сегодня звезда российского уровня. Сохранять память о его творчестве надо». 14 сентября состоится ещё одно событие. Спустя более года напряжённой работы «Орден Сибирского рока» и бюджетное учреждение культуры «Киновидеоцентр» откроют музей омской рок-культуры. Кстати, ждут не просто на открытие, ждут с подарками. Как во всяком музее, здесь объявляют день дарения. «Вы можете принести экспонаты для пополнения экспозиции: редкие музыкальные инструменты, раритетную аппаратуру, кассеты, винил, афиши, газетные вырезки, фотографии и прочее. Будем благодарны и за пополнение интерьера всякими тематическими штуками, например, битыми барабанными тарелками, сломанными палочками, треснутыми контрабасами и роялем с граффити», - пишут организаторы.