Платным парковкам предложили очертить границы
В больших городах возле поликлиники или детского сада свободно припарковаться редко кому удаётся, хотя такое право даёт закон. Закрепить на федеральном уровне порядок, по которому органы местного самоуправления смогут определять границы территорий с запретом на платные парковки, предлагают в Государственном Совете Республики Татарстан. Региональные парламентарии 10 сентября хоть и с оговорками, но заручились поддержкой Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Смогут ли местные власти определять «прилегающие территории» Наряду с Москвой, Казань — это город, в котором несколько лет назад парковочное пространство начало работать в полную силу с применением контроля и штрафных санкций. Сразу же всплыли и проблемы — каким образом организовать бесплатные машино-места возле социально значимых объектов, прежде всего, медицинских учреждений. «Но если Москва — субъект Федерации, где законодательство позволяет предпринимать некие меры, то у нас при принятии республиканского закона об организации дорожного движения столкнулись с коллизией. Если местные депутаты хотят ограничить платную парковку возле каких-то социальных учреждений, то неясно, кто устанавливает границы прилегающей территории», — рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета по транспорту исполкома Казани Марат Хисамутдинов. Требования к платной парковке регулирует статья 13 Федерального закона «Об организации дорожного движения в РФ», вступившего в силу в конце 2018 года. Согласно второму пункту статьи, органы местного самоуправления могут получить полномочия по определению границ территорий, непосредственно прилегающих к спортивным объектам, зданиям детсадов, школ и вузов, больниц, поликлиник, культурных центров и библиотек, органов госвласти и местного самоуправления, а также центров госуслуг. Эта же норма относится к земельным участкам, входящим в общее имущество многоквартирных домов. Хотя понятие «прилегающая территория» и закреплено в Градостроительном кодексе, но оно относится только к благоустройству. Законодатели из Татарстана хотят дополнить второй пункт формулировкой: «Границы указанных территорий определяются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ». Федеральные законодатели совершенно справедливо поставили вопрос, что могут быть бесплатные парковки вблизи учреждений в рамках прилегающих территорий, но каковы их границы, определить в обобщённом виде невозможно. «Федеральные законодатели совершенно справедливо поставили вопрос, что могут быть бесплатные парковки вблизи учреждений в рамках прилегающих территорий, но каковы их границы, определить в обобщённом виде невозможно. Где-то можно сделать побольше мест, а где-то получится выделить только одно-два. В каждом конкретном случае только муниципалитет может поставить эти границы», — объясняет председатель Комитета Госсовета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. По его словам, чтобы избежать злоупотреблений со стороны местных властей, нужны подзаконные акты, в которых, к примеру, будет зафиксировано, сколько времени автомобиль может находиться на бесплатном месте. Шлагбаумы обсудят отдельно Правовая база для определения границ особых прилегающих территорий действительно недостаточна, признаёт председатель думского Комитета по федеративному устройству Алексей Диденко. «Предлагаемая новелла унифицирует подход к установлению их границ как в законодательных актах, так и в подзаконных нормативных актах», — считает депутат. Вместе с тем он отметил, что в тексте законопроекта не учтена необходимость определения границ прилегающих территорий, в том числе и тех, которые несут дополнительную функцию, и региональным законом, а не только в порядке, установленном Правительством. Кроме того, в тексте законопроекта не в полной мере учтены положения жилищного законодательства. «Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем предложение законопроекта по определению границ таких участков органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правительством, не согласуется с действующим законодательством», — пояснил парламентарий. По мнению члена комитета Александра Сидорова, парковки зачастую делятся не по принципу «платная — бесплатная», а «свой — чужой». «За шлагбаумом — огромная свободная территория, а подъехать невозможно», — возмутился он. Правовой статус шлагбаумов — отдельная острая проблема, полагает Диденко. «Здесь и собственники могут устанавливать свой режим, есть и территории общего пользования, которые определены Градостроительным кодексом. Правила благоустройства и реестр парковок должны эти вопросы решить. Закон, который мы обсудили, в некоторой степени вносит регулирование и в эту сферу», — подчеркнул он.