В Волгограде не ценят земельные ресурсы
Горожане неоднократно задавались вопросом: «Почему у нас все именно так?». На этот и другие вопросы о жизни и становлении Волгограда ответил городской планировщик, директор ООО ГеоКлевер Дмитрий Бойко. Подробности – в интервью SM News. Городской спрут - Давайте начнем с самого популярного и актуального вопроса – вытянутости Волгограда. Во многих путеводителях этот факт преподносится как привлекательный и необычный. Хотя у местных жителей иное мнение. По какой причине город растягивался вдоль реки, а не развивался иначе? - Здесь нужно возвращаться на столетие назад, когда Волгоград был еще Царицыном. На стыке XIX и XX веков в относительно небольшом городке произошла своего рода промышленная революция. За короткое время возникло много новых предприятий, из-за чего население увеличилось почти в 10 раз. В советское время в городе наиболее судьбоносные решения принимали политически, без достаточного экономического обоснования. Хороший пример - присоединение к Сталинграду города Красноармейска, который стал теперь Красноармейским районом. В европейских городах все развивалось иначе: город чаще всего управлялся сообществом предпринимателей. И это только одно из решений, которое сильно повлияло на облик нашего города. Второй момент – особенности градостроительства в советское время. Еще до Великой Отечественной войны в Сталинграде во время разработки планировочных решений для северного промышленного узла (Тракторозаводский район современного Волгограда – прим. автора) опирались на схему Николая Милютина. По его замыслу промышленная, жилая зоны, а также территория для отдыха должны тянуться лентами вдоль берега реки. Фото: https://ru.wikipedia.org Идея утопическая. Но у нее есть большое преимущество - отсутствие ограничений для роста города и любой из его зон вдоль берега. Более того, когда предприятия расставляли в своего рода цепочку, то получался огромный конвейер, который позволял использовать продукцию одного завода как сырье уже на соседнем. В целом, схему Милютина в Волгограде все же реализовали. Но с одним отличием – вдоль воды расположились не жилые дома, а заводы. Но как только плановую экономику сменила рыночная, особенно ценную землю вдоль Волги стали использовать уже для жилищного строительства. Конечно, растянутость города – это градостроительный недостаток. Но его можно преодолеть. К примеру, если удастся наладить работу скоростного общественного транспорта в продольном направлении. Во время разработки Стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, в которой участвовали как эксперты, мы предлагали несколько решений, одно из них – активизировать электрички. - Но если в какое-то время люди уже начали чувствовать дискомфорт, то почему бы не изменить градостроительную политику? Как распоряжались еще свободными территориями, по какому принципу на них возводили дома и другие постройки? - В советское время к городскому планированию подходили иначе. Тогда земля была полностью государственной, а потому бесплатной. Получить свободную под застройку в те годы было самым простым и быстрым вариантом. Использовать иначе территорию, которую кому-то формально уже отдали, или вовсе сносить здания, - более сложный и длительный процесс. Поэтому город расширялся более экстенсивно, чем зарубежные аналоги. На градостроительную политику влияли и особенности рельефа – в Волгограде множество оврагов, малых рек. Но если бы в то время город жил в условиях рыночной экономики, то нашлись инвесторы, которые и для таких территорий придумали эффективные проекты. Вспомните Волгоградский государственный университет, который стоит на возвышенности. Вокруг него есть свободная территория или, правильнее сказать, резерв для строительства кампуса. То же самое касается и кардиоцентра, и перинатального центра, что стоят неподалеку от ВолГУ. Там же планируют строить детскую больницу. На возвышенности находятся сразу несколько очагов активности, а между ними – пустота, где хозяйничает ветер. Это похоже на городского спрута – Волгоград как осьминог расползается. В градостроительстве выделяют три типа планировочной структуры города. Волгоград – пример города с рассредоточенной, или точнее, линейно-расчлененной. Сейчас нам нужно ограничить территориальную экспансию и заполнять пустоты внутри территорий, что уже застроили. Так город станет более компактным. Волгоградский государственный университет Фото:https://www.syl.ru/ Не все потеряно - С вытянутостью, которую нам в «подарок» оставили советские власти, ясно. Какие еще очевидные изъяны есть в волгоградской городской системе? - Волгоград «разрезан» не только в поперечном направлении оврагами, но и в продольном – железной дорогой. Об этом говорили еще авторы первого послевоенного генплана Сталинграда под руководством академика Каро Алабяна. Из-за железной дороги почти нет связи между дополотновской и заполотновской частями. Можно с этим бороться лишь частично, в глобальном масштабе ничего, увы, не поделаешь. При этом стоит увидеть в железной дороге не столько препятствие, сколько связь для всего города. Железная дорога может объединить Волгоград куда сильнее автомобильной магистрали, чему есть масса примеров в Скандинавии. - А есть еще какие-то относительно несложные решения, которые могли бы серьезно облегчить людям жизнь? - Стоит активнее применять принципы смешанного использования – то есть не разделять жилую застройку с коммерческой и административно-производственной. Во время беседы мы не раз с Вами упоминали, что добираться с окраин до центра города на работу неудобно и нерационально. Было бы намного эффективнее возвести общественные здания, офисы, помещения для производств в жилых районах. Тогда бы у части населения попросту отпала потребность куда-то ехать. Конечно, в этих микрорайонах есть рабочие места – в магазинах, детских садах, школах люди, безусловно, трудятся. Но для создания валового регионального продукта необходимо создавать рабочие места на предприятиях, ориентированных на внешний экспорт, то есть производство того, что потребляется за пределами города. Еще стоит обратить внимание на заброшенные территории бывших заводов. Это - один из основных резервов для любого нового строительства в городе. При этом не нужно думать, что в этих местах можно построить, например, только жилье или только новые предприятия. Стоит, наоборот, представить максимально широкий спектр вариантов использования, включая как жилье, офисы, торговлю, так и производственные цели. Отобрали сами у себя Волгу - Давайте окончательно вернемся к настоящему. За прошедшие несколько лет в Волгограде с точки зрения городского планирования что-то позитивное произошло? Мне в Волгограде в последние годы ничего хорошего, к сожалению, не видится. Недавние решения получается только критиковать. - А как же новые парки, рокадная дорога, что появились в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу? Рокадная дорога Фото:https://alidanedu.com/volgograd - Скажу обо все по порядку. Начнем с рокадной дороги. Я сам по ней каждый день езжу. Это, действительно, экономит время. Но с точки зрения городской среды, здесь нет ничего хорошего. Вспомните, «набережная» — это прилагательное к слову «улица», которая существует, прежде всего, для людей, а не для автомобилей. Так Волгоград сам у себя забрал место у воды, где людям всегда хотелось отдыхать. Теперь, чтобы добраться до Волги, нужно пересекать большое шоссе с отбойниками. Переходить дорогу неудобно, так как с пешеходными переходами там беда. Причем, дело не только в комфорте для горожан. Это убивает городскую идентичность. Вспомните большинство открыток с изображением Волгограда. Теперь Волгу отчасти закрывает дорога. Такая же печальная история со сквером Пушкина. Его недавно благоустроили. До этого момента можно было встать на гранитный бордюр и увидеть Волгу во всей красе. После обновления сквера такой возможности у горожан нет. - Раз Вы уже заговорили о дорогах города, скажите, как вы оцениваете эту систему? - Мы с Вами говорим, к сожалению, лишь о минусах. Широкие проспекты можно в какой-то степени назвать плюсом. Они пока не дают Волгоград захватить пробкам, как это произошло в Москве или Ростове-на-Дону. Но когда количество машин дойдет до предельной отметки, то это ждет и нас. Если говорить о территории города в целом, то улично-дорожная сеть занимает треть застроенной земли, что достаточно много по сравнению с другими российскими городами. При этом ее эффективность крайне мала. Для улучшения ситуации нужно не столько строить новые дороги, сколько усиливать поперечные связи, которые будут соединять главные магистрали. И, конечно, создавать альтернативы личному автомобилю - развивать разные виды общественного транспорта. - Ваш «диагноз» нашим дорогам понятен. Что думаете насчет парков? Их тоже появилось благодаря ЧМ-2018 немало. - Вы меня снова заставляете говорить о минусах. Мне именно новые парки не по душе. Понимаете, у нас, когда делают зону отдыха, думают прежде всего о hardware, то есть о детских площадках, лавочках, фонтанах – о материальных объектах. Но этого недостаточно. В парках должна быть software, жизнь – выставки, соревнования, фестивали и другие события. Так, как например, это организовано в сквере Саши Филиппова или Горсаду. Кстати, они появились в городе достаточно давно. Сквер Саши Филиппова Фото: https://www.liveinternet.ru/ - Вы в других интервью не раз упоминали, что для развития города нужна гражданская активность. Волгоградцы ей ранее не отличались. Как полагаете, ситуация хотя бы немного начала меняться, или все как было, так и осталось? - Здесь снова нужно отматывать на несколько десятков лет назад. Царицын с самого начала был «красный». Власти всегда исполняли все поручения, которые приходили от вышестоящего руководства. Они не искали в этом логику, не критиковали. Нас не нужно было учить подчиняться. Мы всегда больше умели приспосабливаться, чем отстаивать свою позицию. В таком контексте Волгоград можно сравнить с Пермью. Этот город тоже пережил промышленный бум. Но всегда был «белым». Он не хотел подчиняться приказам и нередко показывал характер. Поэтому сейчас, спусти сто лет, у них ситуация иная. Все это со временем сформировало мнение у волгоградцев, что проявлять инициативу бесполезно. Мол, будет как будет, все равно ничего не изменишь. Другая жизнь улицы Дзержинского - Мы столько времени посвятили городу, но ни минуты не уделили Вам. Мне известно, что Вы возглавляете компанию, которая создает генеральные планы территорий. Чем занимаетесь еще? - Если вы говорите про общественную деятельность, то мы с коллегами ведем несколько проектов. Один из примеров – сообщество Urban Sketchers | Volgograd, где желающие (необязательно художники) выходят на улицу и рисуют с натуры. Каждый работает любимыми материалами и каждый на своем уровне. Тут важен процесс и положительные эмоции от самого творчества. Urban Sketchers – это мировое движение, которое в России началось именно с Волгограда. О нем я узнал в Голландии, когда был на очередном конгрессе «Международной ассоциации городских и региональных планировщиков» ISOCARP. В ISOCARP состоят лишь шесть россиян, и Дмитрий Бойко – один из них. В международную ассоциацию входят специалисты, которые профессионально занимаются развитием городов. Еще мы организовывали открытый лекторий. Встречи проходили в минувшем году. Мы приглашали самых разных спикеров – как из Москвы и Санкт-Петербурга, так и из-за рубежа. Они рассказывали публике о городском планировании, современном искусстве, бизнесе, культуре и прочем. Было приятно видеть, что людям это интересно. Нередко залы были буквально забиты. Дмитрий Бойко Фото героя материала - А что дальше? Есть ли у Вас планы - то, чем вы хотите поделиться с земляками? - Сейчас собираемся подавать заявки на грантовые конкурсы. Раскрывать все подробности будущих проектов не буду, но пару слов все же скажу. Мы хотим заняться культурным перепрограммированием улицы Дзержинского, которая находится на севере Волгограда. Она пешеходная, и по ней часто гуляют люди. Мало кто знает, что эта улица стала пешеходной раньше столичного Арбата. Она собрала в одном месте здания разных лет – это Дворцы культуры, дома 40-х годов и различные постройки, которые хранят печать мечты о социалистическом городе. Как только получим ответ от грантодателя, буду рад рассказать все подробности о проекте. Думаю, будет интересно.