Для расширения целлюлозного производства в России необходимо делать более доступным сырье
О перспективах развития целлюлозного производства говорилось на V Восточном экономическом форуме. В настоящее время сбыт российской продукции занимает лишь 2% мирового рынка целлюлозы (оценивается в $550 млрд ежегодно). Лидером по экспорту остается Финляндия, где за последние 40 лет построено 50 ЦБК, хотя эта страна заготавливает гораздо меньше древесины, чем Россия, отметил президент Segezha Group Михаил Шамолин. Лесозаготовка там составляет 76 млн куб. м ежегодно, тогда как в РФ, обладающей большими запасами, - 220 млн. При этом себестоимость производства продукции у финнов выше – примерно $500 за 1 т целлюлозы, а в России - $350. «Если бы в России всерьез взялись за дело развития отрасли, мы могли бы иметь не 2% глобального рынка целлюлозы, как сейчас, а хотя бы 20%», - считает глава лесопромышленного холдинга. За последние 20 лет в РФ появился лишь один целлюлозный завод – в Братске (проект реализован группой «Илим»). На Дальнем Востоке и Восточной Сибири в последнее время к реализации предлагалось несколько проектов по созданию подобных производств, но они так и не получили воплощения в жизнь. На ситуацию влияет несколько факторов. Как уточнил президент Segezha Group, строить сегодня ЦБК мощностью не менее 1 млн т целлюлозы в год не выгодно, это может не окупить затраты (по сравнению с Финляндией строительство ЦБК в России обойдет в 1,5 раза дороже), но для такого предприятия нужен серьезный объем леса – порядка 5 млн куб. м балансового сырья или 7,5-8 млн куб. м расчетной лесосеки, если отдельно направлять на передел деловую древесину. При этом себестоимость доставленного сырья на ЦБК должна быть не выше $25 за 1 куб. м. Как показали предварительные расчеты, эта цифра для дальневосточных проектов достигает $40. «Не будет низкой себестоимости сырья - не будет никаких инвестиций», - резюмирует Михаил Шамолин. Собирать сырье у разрозненных мелких арендаторов леса достаточно сложно. «Нужно выделять это все в новом месте, где нет инфраструктуры. Значит, следует строить автомобильные дороги, провести железную дорогу, обеспечить соответственно радиус поставки», - говорит президент Segezha Group. Без соответствующей поддержки государства решить эту задачу невозможно, заключает он.