Светочи деградации
Человек есть существо социальное, он не развивается сам по себе, а двигается вместе с обществом, следует за его лидерами. И когда мы говорим про культуру, то тут тоже есть свои доминанты, должны быть творцы, которые покажут настоящее искусство, а через него придет понимание прекрасного и банальное – что такое хорошо и что такое плохо. Но что случится, если вектор движения нарушится, культурой займутся люди непригодные для этого? Все очень просто – народ потеряет культурно-нравственный ориентир и начнет деградировать со всем вытекающими последствиями. И проблема в том, что деградация – это реальный вызов, брошенный современному обществу. Тонкой материей искусства и культуры пытаются овладеть люди, которым это противопоказано. Когда за живопись берутся те, кто ничего сложнее круга нарисовать не в состоянии, когда музыку пишут те, на чьем ухе медведь поселился, либо ставят театральные постановки даже не понимая что есть театр. И все бы это были общие слова, если бы не живые примеры. Одним из таких является, вероятно, телевизионный продюсер и театральный режиссер Всеволод Лисовский, который на 46-м году жизни почему-то решил, что теперь ему нужно заниматься театром. Возможно, потому, что, по его мнению, пришла очередь чего-то нового. Стоит ли удивляться, что театральные эксперименты вновь прибывшего театрала достаточно быстро обрели премию Фонда Михаила Прохорова, а также несколько «Золотых Масок». Деятельность данного Фонда и данной премий может служить образцом отсутствия вкуса, с той лишь разницей, что премия существует за государственный (народный счет), а Фонд тратит деньги олигарха, нажившегося на ресурсах нашей страны. Но вернемся к господину Лисовскому, который в одном из своих свежих интервью выдал емкую фразу, отражающую суть всего того, что он творит с несчастным театром - «Мне лень брать автоматы и идти ради спектакля грабить банк. Легче получить там грант». Только «высокообразованный» человек мог такое выдать. Правда, стоит оговориться, что не все дают Лисовскому денег на его эксперименты с театром. Режиссер жалуется, что не готов обращаться за деньгами непосредственно к министру культуры России Мединскому потому, что в Минкультуры РФ над его заявкой просто посмеются и денег не дадут, так как у такой поддержки есть множество требований: «Он связывает свои деньги с такой кучей обременений, что сорок раз подумаешь, идти ли в этот «банк», – заявил Лисовский. В этом мы можем увидеть много положительного. Во-первых, таким как Лисовский денег не дают, во-вторых, министерство в принципе не разбрасывается деньгами на право и налево, и не раздает их всем подряд, как в последнее время стало модно. Значит, государственный контроль присутствует, и осуществляется та самая пресловутая культурная политика. Однако теперь стоит пояснить, почему режиссеры уровня Лисовского мало что заслуживают. Да хотя бы потому, что наш режиссер вовсе и не режиссер, а так человек без определенной специальности. Вот что он сам про себя говорит: “Режиссером я объективно не являюсь. Во-первых, потому что не учился и каких-то специфических режиссерских навыков у меня нет». Дальше больше: “Я — человек без высшего образования и не бог весть какой теоретик: теоретическая база у меня на уровне дацзыбао”. После таких слов можно было бы, что называется, тушить свет, но только не в России. И так, Лисовский сам признается, что ни профессиональными качествами, ни достойным образованием не обладает. Да и от просто культуры данный персонаж очень далек. «Если одни люди это делают, а другие на это смотрят, и если и те, и другие получают от этого удовольствие — то я рад за всех. А я занимаюсь своей фигней». Наш подопытный сам признается, что занимается фигней, как далеко «фигня» находится от культуры и искусства, думаю, никому объяснять не нужно. Стоит ли говорить, что большинство приведенных фраз высказаны не где-нибудь, а в Новосибирске, городе, где с культурой большие проблемы, есть перфомансы, абстракции и фарс, а культуры мало и этим живут новосибирцы. Живут потому, что местные власти культурой политикой уже несколько десятилетий практически не занимались, и здесь пустили корни все те, кого не приняли в других регионах России. Навоз, как известно, является хорошим удобрением и дает бурную растительность. Например, местное министерство культуры финансово поддерживает проведение фестиваля уличных театров «Три вороны», на который со своим «спектаклем» приехал Лисовский, вот только театра в его постановке «Неявные воздействия» нет. Толпа ходит по городу и повсюду что-то вытворяет, то ляжет на асфальт, то залезет в мусорные баки, то начнет орать во все горло под случайными окнами или даже заберется на строительные леса и все это часто сопровождается матом. Стоит ли удивляться, что данные действия профинансированы нашими деньгами. Другие выступления идут в том же духе, самого театра попросту нет. А сам фестиваль реализует «Первый театр», также находящий на попечении местных культурных властей. Все это не стихийные процессы, происходящие независимо друг от друга. Руководят ключевыми учреждениями культуры региона, а также занимают властные посты такие неоднозначные персонажи, как, к примеру, министр культуры области Игорь Решетников, работающего на руководящих постах в министерстве с 2010 года. Именно при нем год от года множится число скандалов в культурной среде области, а также все больше денег уходит на сомнительные проекты. Вообще к финансированию культуры в данном регионе вопросов очень много, всего на реализацию Государственной программы «Культура Новосибирской области» только в 2019 году выделено почти 3.7 млрд рублей. В то же время, например, Новгородская область на эти цели получит на пять лет только 2.4 млрд. Столько же потратит на культуру Свердловская область, где населения значительно больше, чем в Новосибирской. И высокие траты на культуру были бы, безусловно, оправданы, если бы шли на дело. А вот как тратятся эти деньги в Новосибирске совершенно непонятно, на сайте Министерства культуры Новосибирской области финансовая деятельность практически не отражена, а раздел «Гранты» не ведется с 2015 года. Подведем итоги всего вышесказанного. Каким-то непостижимым образом в список новаторов современного российского театра затесался некто Всеволод Лисовский, человек без специального образования и знаний, и, похоже, с нигистическими взглядами. И тут можно впасть в недоумение – как человек, который сам ничего не умеет будет учить чему-то других, а ведь театр именно учит. Но главное проблема в том, что такое «творчество» получает в наше время распространение и финансирование. Кто-то просто за этим не следит, а руководство регионального министерства культуры активно продвигает и спонсирует. Как было уже сказано, ведет все это в пустоту и к полной деградации. Но должны ли мы это терпеть? Нет, конечно. Таким явлениям нужно сопротивляться и противоборствовать: государство должно установить жесткий контроль за сферой культуры.