о пропагандистских приёмах либеральной части общества
«Это сейчас ленивый не позирует с iPhone перед полицией или в ОВД, а тогда, в 2007—2008 годах, из России бежали двое художников, а именно Олег Мавроматти, распинавший себя аки Христа на Берсеневской набережной, и Авдей Тер-Оганьян, рубивший иконы на одной из выставок в Московском Манеже. Оба они завели ЖЖ и почти десять лет выставляли себя в роли страдающих жертв режима — один из Болгарии, другой из Праги. Помню, Мавроматти даже придумал себе электрический стул, чтобы его ненавистники могли за деньги ударить его током через интернет, но не справился с управлением, когда очередь веселящихся жежешников на право ударить его током превысила смертельные величины». 31 августа по Москве снова прошли с протестами некоторые незарегистрированные кандидаты в Московскую городскую думу. С ними вышли около тысячи человек (многие из них подростки) и кратное количество журналистов. Однако массовых задержаний не случилось, ярких фотографий не было, призывов убивать детей омоновцев не прозвучало, отчего об акции 31 августа и сказать-то особо нечего. Непонятно, чем будут отчитываться Соболь и Навальный перед спонсорами? Без селфи из автозаков чем будут хвастаться школьники после уроков? Вообще, удивительный парадокс: как благополучные московские школьники, не тронутые культурой АУЕ, неожиданно, с невероятным энтузиазмом сами себе позируют в образе жертвы режима? В 2008 году в Москве в рамках молодёжной биеннале с невероятным скрипом и скепсисом арт-сообщества я курировал выставку «GOP-ART: Пацаны. Хулиганское искусство из России». Кстати, среди приезжавшей прессы была и американская съёмочная группа RT. Выставка была не политическая, в АУЕ-культуре нет единого политического или религиозного мнения, поэтому экспозиция была не о политике, а о том, как можно в прямом смысле оплодотворять собой медиаповестку при помощи минимальных средств, данных нам природой и художнической смекалкой. Как на любой уважаемой выставке, была и своя дискуссионно-образовательная программа. В частности, прошёл круглый стол «Тюрьма как PR-ресурс», модерируемый мной. Участники были молоды и горячи: ещё не переругавшаяся группа «Война» с молодыми да юными Толокно и Сокол, группа «Бомбилы», которая трахалась на крыше носящейся по Тверской машины, легендарный Илья Трушевский, уличный художник Миша Most, поэтесса Наташа Романова и юный Гриша Ющенко, некоторые другие, о которых проще написать отдельные новеллы, — в общем, максимально горячая компания. Это сейчас ленивый не позирует с iPhone перед полицией или в ОВД, а тогда, в 2007—2008 годах, из России бежали двое художников, а именно Олег Мавроматти, распинавший себя аки Христа на Берсеневской набережной, и Авдей Тер-Оганьян, рубивший иконы на одной из выставок в Московском Манеже. Оба они завели ЖЖ и почти десять лет выставляли себя в роли страдающих жертв режима — один из Болгарии, другой из Праги. Помню, Мавроматти даже придумал себе электрический стул, чтобы его ненавистники могли за деньги ударить его током через интернет, но не справился с управлением, когда очередь веселящихся жежешников на право ударить его током превысила смертельные величины. Оба эмигранта живописали ужасы угрожающих им в России лагерей, виды насилия в тюрьме, «сажание на швабру» и пользовались существенной популярностью в узеньком кругу современного искусства Москвы, всецело курируемого тогда либералами Гельманом, Ерофеевым и Бакштейном. Но почему-то у всей нашей компании они вызывали единогласный смех, ведь в ситуации открытого к взлому информационного общества, в контексте алчного желания западной прессы публиковать, не проверяя, любые новости про «ущемление свободы слова в России» и «жертв режима» мы считали, что если бы они сели в тюрьму, то их не тронули бы. Наоборот, всемирно поддержали бы! Были бы они богаты и знамениты и голос их какое-то время звучал с обложек мировых таблоидов, как впоследствии звучали «Война», Pussy Riot и Павленский, а не в ЖЖ на 500 подписчиков. Вот оценке PR-перспектив «посадки» и техники направления последствий и был посвящён круглый стол. Меня как художника использование тюрьмы в собственной художественной практике не интересовало, но роль куратора «пацанской» выставки обязывала разобраться. А вот среди многих участников пленарной дискуссии был вполне практический интерес. Сейчас некоторые отсидели уже свои двушечки и пятачки, причём те, кто сделал ходку в зону «по технологии», не только стали культовыми, но и хорошо заработали, все прославились, получили премии, гранты, авторитет. Но, видимо, технология «тюрьма как PR-ресурс» начала изживать и даже пародировать сама себя. То было время напуганное, нехоженый путь жертвы режима выглядел рискованно, и потому, когда юная сексапильная хулиганка Толоконникова сидела в зоне под поддержку Мадонны, когда сидящих в «Крестах» Воротникова и Лёню Ё поддержал на £500 тыс. Бэнкси, это выглядело волнующе и запоминалось. Сейчас же некогда креативный класс так деградировал, что идёт на свои двушечки, как безликие немые овцы, способные разве что кинуть бутылку и извиваться как червяки, когда их тащат в автобус. Какие уж тут медиаоперации по внедрению своего имени и каких-то там идей в СМИ. Они всерьёз считают, что удар дубинкой или задержание и прогулка в автобусе — это репрессия, достойная появления на обложке таблоида. Ох, ребята, было время, когда даже на груди Мадонны было написано про Толоконникову, а теперь вас десятки и про вас совсем нечего сказать — вы одинаковые. Где Бэнкси? Где Мадонна? Где Red Hot Chili Peppers? И главное: ГДЕ НАСТОЯЩИЕ УЗНИКИ?! На фоне всего этого праздничного московского подросткового позёрства на наших глазах убивают Ассанжа и Мэннинга — это не двушечка и не удар дубинкой, а физическое уничтожение в тюрьме по очевидно сфабрикованным обвинениям и под наивные нравоучения западной прессы нашим добродушным полицейским. Общество изменилось, элементарная статистика открыта, и мы видим, где творятся настоящие полицейские зверства, где на улицах убивают детей, а потом протест против реальных убийств расстреливают резиновыми пулями и травят газом, видим, что на фоне этого «кровавый режим» совсем не так кровав, как расписывают его либеральные СМИ, и видим, как падают рейтинги завравшихся CNN и BBC. Я помню, когда Воротников и Николаев вышли из «Крестов» — оба холёные, лоснящиеся от хорошего питания... «Мы столько чёрной икры никогда не ели, как в тюрьме, — говорили они. — В тюрьме не страшно». И я вижу, как выносят и добивают разбитого болезнями Ассанжа, как сыпятся американские бомбы на Ближний Восток, как расстреливают темнокожего подростка на детской площадке, и я хорошо понимаю, почему уже в европейской тюрьме сидит Олег Воротников, поддержавший возвращение Крыма в Россию, и почему об этом молчат либеральные СМИ. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.