Часы как искусство: 7 уникальных моделей от Константина Чайкина
Часовое ремесло, как и любой вид искусства, – это не только высокое качество и уникальность, но еще и способ авторского самовыражения. Так видит и ощущает мир сам творец. Интересна сама эволюция основной задачи наручных часов. Они перестали быть и хронометрами, показывающими точное время, и роскошным аксессуаром, цель которого отразить статус и достаток владельца. Главная роль достается смыслу, заложенному при их воплощении. Именно это отличает авторские работы от моделей известных брендов. К работе и реализации последних никаких вопросов нет, но человеку, ищущему нечто больше, этого будет мало. Часы должны быть отражением внутреннего мира владельца, ценящего в часах не только их стоимость, но и те идеи, которые заложил в них креативно мыслящий часовщик. Говоря о современном часовом искусстве, мы не можем пройти мимо работ нашего соотечественника Константина Чайкина. Он – единственный российский часовой мастер, состоящий в швейцарской Академии независимых часовщиков Academie Horlogere des Createurs Independants. Ему удалось шагнуть за установленные мастерством границы и создать множество коллекционных наручных и настольных часов, уникальных как в техническом, так и смысловом плане. Дабы не быть голословными, мы расскажем о 7 таких моделях, созданных Константином Чайкиным и занявших свое заслуженное место в частных коллекциях. 1. Carpe Diem Данная модель обыгрывает философские мысли о самом времени, символом которого является древнегреческое божество Хронос, сотворивший, согласно мифам, само время. Инсталляция циферблата показывает нам крылатого бога, восседающего на однострелочных часах. В руках его коса и песчаные часы, которыми он отмеряет жизнь. Примечательно, что сами песочные часы — не просто декоративный элемент, а часть механизма, отсчитывающего количество минут. Благодаря двум подвижным шторкам достигается максимально натуралистичное движение песка внутри часов. Звездное небо, на фоне которого восседает Хронос, символизирует космическую природу времени. При создании этой модели Константин Чайкин вдохновлялся работами таких художников, как Бартоломеус Брейн-старший, Францискус Гейсбрехтс и Георгий Нарбут. Единственная возможность не упустить пески времени меж пальцев – наслаждаться каждым моментом, чему и учит латинское выражение Carpe Diem. 2. Cinema Кинематограф добился статуса искусства, но предшествовал ему тернистый путь. Эти часы – олицетворение того пути и дань уважения Эдварду Мейбриджу, одному из отцов техники создания движущихся изображений. Именно он создал прибор для проецирования сменяющихся фотокадров. Зародилась в нем эта идея практически случайно: решив узнать, отрывает ли лошадь при беге все ноги от земли, Эдвард использовал для съемки несколько фотоаппаратов. Они зафиксировали несколько стадий движения, быстрая смена которых создавала анимацию. Сложная механика старинных кинопроекторов сродни механике часовой, поэтому Константин Чайкин, желая почтить память изобретателя, установил в часы Cinema механизм, схожий с прибором Мейбриджа. Он позволяет сменять статичные изображения лошади и наездника каждые 0,07 секунд, благодаря чему создается эффект анимации. Более того, сам корпус часов выполнен в стиле старинной кинокамеры, на которую снимали первые фильмы. 3. Genius Temporis Часы Genius Temporis («Дух времени») позволяют нам понять, как выглядели наиболее ранние механические часы со стрелочной индикацией времени, а именно тот факт, что на их циферблатах была лишь часовая стрелка. По меркам часовой техники давних времён даже это был прорыв, полностью изменивший уклад жизни. По мере развития часового ремесла часы становились компактнее и точнее, а со временем обзавелись и второй, минутной стрелкой. Изобретая часы Genius Temporis, Константин Чайкин хотел не только напомнить нам об эволюции механических часов, но и сделать новую загадочную конструкцию механизма, которая рассказывала бы о нашем отношении ко времени. Мы сознаем его скоротечность, но нам по силам его замедлить. Эту мысль и хотел донести Константин Чайкин, оснастив эту модель одной стрелкой, которая в обычной ситуации показывает на циферблате текущий час, но стоит нажать специальную кнопку, как она переходит в режим быстрого хода времени и начинает показывать минуты. Так владелец всегда сможет решить, хочет ли он смотреть не неспешный ход часовой или стремительный бег минутной стрелки. 4. «Время России» Россия — самое большое государство на планете, охватывающее 11 часовых поясов. Если сейчас узнать время в любом из городов можно, спросив у Google, то во времена Российской Империи всё было далеко не так просто. Поэтому российским самодержцам пришлись по душе уникальные часы, разработанные мастером Иваном Юриным, верно показывающие время в 64 городах империи. Константин Чайкин создал новую интерпретацию этой идеи, оснастив свои часы «Время России» дополнительным механизмом, который помимо обычного циферблата показывает актуальное время во всех 11 часовых поясах России. Этими часами Константин Чайкин изящно и наглядно подчеркнул масштабы и величие нашей страны. 5. «Луноход» Во всех смыслах часы «Луноход» – это нечто новое. Нетипичный размер, футуристический внешний вид, а главное – техническая реализация. В центре циферблата установлена сферическая модель Луны, изготовленная из настоящей булатной стали, внешне и структурно воссоздающей поверхность земного спутника. Как и настоящая Луна, стальной шар не вращается вокруг своей оси, а отображение лунных фаз происходит благодаря вращающейся вокруг нее серебряной полусферы. Эти часы символизируют все победы человечества на пути к освоению неизведанного: труды ученых, риски космонавтов и, конечно, отдачу простых людей, вносивших свой вклад в дело изучения космоса. Чайкин создал два варианта часов «Луноход»: роскошную золотую модель с открытым механизмом и более минималистичную и брутальную с корпусом из настоящей булатной стали. 6. «Северная Пасхалия» Константин Чайкин – единственный часовщик за всю историю часового дела, которому удалось рассчитать и изготовить механические часы с индикацией даты православной Пасхи. К настоящему моменту он изготовил четыре экземпляра таких часов, «Северная Пасхалия» – третий, работа над ним была завершена мастером в ноябре 2015 года. Внешним прототипом этих часов послужил Исаакиевский собор, образ которого был воссоздан в мельчайших деталях. Корпус выполнен из мрамора в соответствии с цветовым оформлением собора, купол на часах реализован в технике гильоше, имитирующей эффект золоченой меди, а боковые поверхности украшены миниатюрными репродукциями мозаик с образами Воскресшего Христа и Архангела Михаила. Помимо внешней достоверности, «Северная Пасхалия» отличается сложным механизмом, выполняющим сразу 16 часовых функций. Самая главная и уникальная из них – возможность автоматического расчета даты Пасхи по старому и новому календарю. Чтобы реализовать эту задумку, Константин Чайкин сперва изучил все методы вычисления, а потом обучил им механизм. 7. Joker Джокер – персонаж, известный каждому. Везде, где он появляется, события становятся непредсказуемыми, возникает хаос, бурные эмоции, свойственная ему неприкрытая дерзость и стремление бросить вызов чужому мнению. Воплощая характер Джокера в своих часах, Константин Чайкин использовал сложный и точный механизм, беспрерывно изменяющий положение подвижных деталей. Это позволило создать лицо-циферблат, на котором можно различить более 20 000 гримас и ужимок. Специально для этих часов Константин Чайкин разработал модуль с двухдисковой индикацией времени, отображающий часы и минуты с помощью положения глаз и фазы Луны через улыбку. Помимо оригинального прочтения образа Джокера, эта модель стала прообразом таких моделей, как Clown, Joker Soccer, Dracula, Joker Automaton и многих других.