Большая перемена. По следам фильмов о школе, снятых в Москве
Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются. В преддверии нового учебного года вспоминаем пять отличных — честных и добрых — картин о взрослении, дружбе и любви, снятых с конца 1960-х до 1980-го. Ищем в них знакомые места — все пять сняты в московских школах и одним университете. «Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР. В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого. Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть». На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом). Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю. Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников. «Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество. Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком. Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности. Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола. Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице. «Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране. Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею. В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных. В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру. На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже. Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти. «Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания. В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин). Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна). В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ. Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука. Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС). Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных: «Когда уйдем со школьного двора Под звуки нестареющего вальса, Учитель нас проводит до угла, И вновь — назад, и вновь ему с утра — Встречай, учи и снова расставайся, Когда уйдем со школьного двора». «Вам и не снилось…» (1980), режиссер Илья Фрэз Фильм «Вам и не снилось…» начался с повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Писательница отдала рукопись в редакцию журнала «Юность» и несколько месяцев ждала ответа. А когда не дождалась, то отправила историю на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов Сергею Герасимову. Запуску съемок способствовала жена Герасимова Тамара Макарова, которой повесть очень понравилась. Совсем скоро съемки стартовали, режиссером стал Илья Фрэз, а Галина Щербакова — соавтором сценария. В журнале произведение опубликовали в разгар съемок, когда автор изменила конец на более оптимистичный. История о первой любви старшеклассников и препятствиях, которые чинят этому чувству непонимающие взрослые, конечно же, о современных Ромео и Джульетте. Поэтому героев повести Щербаковой зовут Рома и Юля. Но Госкино настоятельно попросило сценаристов «не мнить себя Шекспиром» — так вместо Юльки появилась Катя Шевченко. Ее сыграла выпускница ГИТИСа 23-летняя Татьяна Аксюта. Ее партнером по съемкам стал Никита Михайловский, который на тот момент еще учился в школе и был младше Аксюты на семь лет. Монструозную маму Ромы сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Соловей — учительницу литературы, которая не может разобраться в своей жизни, маму Кати сыграла Ирина Мирошниченко, а Альберт Филозов — папу Ромы, когда-то влюбленного в нее. Для съемок фильма выбрали школу № 1103 (раньше — № 780) на Литовском бульваре в Ясеневе. Желание учеников попасть в кадр стало для съемочной группы настоящим бедствием. Узнав, где выставлена камера, они подбирались поближе, делая вид, что занимаются уборкой. Дом, в который въезжают герои в начале фильма под песню «Последняя поэма» («Я уплываю, и время несет меня с края на край»), находится на Енисейской улице (дом 21). А дом бабушки Романа в Ленинграде — это знаменитый Толстовский дом на улице Рубинштейна. Сцену на балконе в подъезде дома учительницы литературы снимали в 16-этажке на улице 26 Бакинских Комиссаров, а сцену в кафе — на пересечении Малого Ржевского и Скатертного переулков. Премьера в СССР прошла 23 марта 1981-го. В прокате картина заняла 12-е место — ее посмотрели более 26 миллионов зрителей. Также картина Ильи Фрэза стала лучшим фильмом 1981 года согласно опросу журнала «Советский экран». В марте 1982 года фильм увидели зрители в США — в американском прокате его назвали Love & Lies («Любовь и ложь»).