Памятник речникам-героям открыли в Новосибирске
Якорная цепь, опоясывающая гранитную стелу, ассоциируется не только с речным флотом. Капитаны, боцманы, матросы, в честь которых воздвигли этот монумент, словно каторжники, скованные кандалами, шли, куда прикажут, без права возразить. «Это был героический подвиг всего народа Советского Союза. Конкретизировать каких-то людей на данном монументе, придавать какие-то черты индивидуальности данному монументу не имело никакого смысла», - говорит скульптор Максим Салахов. 1942 год - немцы наступают с Запада, японцы ждут удобный момент, чтобы напасть на СССР с Востока. При самом плохом сценарии остановить Квантунскую армию, которая стягивает войска к советско-китайской границе, можно только в Сибири, в районе Мариинска и Анжеро-Судженска, утверждает ветеран органов Госбезопасности Олег Коляденко. Это значит, что Транссиб частично захватят. Норильский никель, необходимый для лидирования стали, используемой в производстве вооружения, не на чем будет возить на оборонные заводы Урала. нужно подстраховаться, найти альтернативную дорогу севернее железнодорожной ветки. Советское руководство вспоминает о заброшенном канале и отправляет речников на разведку. Но об истинной цели экспедиции им ничего не говорят. Речники знают одно - без лоцманских карт, преодолевая многолетние завалы из толстых бревен, двигаясь порой не по рекам, а по ручьям, надо провести по каналу четыре судна. Капитан, механик, пограничник и ГАЗ-25. А потом передать их Нарымскому агентству Обского пароходства. Профессионалы понимают - транспортных проблем Сибирского Севера это не решит. Но, помня репрессии 1937 года, когда за неосторожное слово могли расстрелять, безропотно подчиняются. Об этом пишет в книге «Последний караван» Александр Осипов, сын прораба экспедиции. «Отец не очень много рассказывал. Тем не менее, эта история захватила меня в детстве и волнует поныне. Приходилось восстанавливать плотины, шлюзы. Самым сложным был Марьина грива. Там караван стоял практически месяц». Кое-где суда не проходили по габаритам, и тогда команда снимала по одному гребному колесу вместе с кожухом. Люди подолгу стояли по пояс в воде, лопатами углубляя перекаты. На некоторых участках было очень мелко. Порой за день караван преодолевал всего несколько сотен метров. «Не было еды, кончилась взрывчатка. Но ребята совершили подвиг. Когда пришли в Колпашево, все попали в госпиталь», - рассказал председатель координационного совета Союза силовых структур Родины Олег Коляденко. По данным историков, прораба, бригадира, водолаза и механика экспедиции хотели наградить, но ордена и медали никто не получил. Для заказчика проводки НКВД по Красноярскому краю поощрить речников означало предать огласке свою неудачу. Караван финишировал с большим опозданием. Вместо 40 дней, как планировали изначально, суда шли три с половиной месяца. Кроме того, в отчете о путешествии Михаил Назаров, руководитель экипажей, написал: «Состояние шлюзовой части не отвечает элементарным требованиям судоходства». Интересно, что памятник героям установлен возле учебного заведения, чьи специалисты поставили крест на мечтах о возрождении Енисейского канала. В 1987 году сотрудники НИИЖТа - так раньше называли Сибирский госуниверситет водного транспорта - выяснили: величина стока недостаточная, работать бесперебойно соединительный путь не может. И нет смысла тратить деньги на восстановление плотин. Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.