Лимузин для Эрдогана и оружие для ФСО. Как прошел первый день МАКС-2019
У железнодорожной станции «Отдых» в подмосковном Жуковском этим уром было непривычно много народу. «А вы не подскажете, где здесь очередь на шаттлы до МАКСа?», – на ломаном русском спрашивал у сотрудников полиции турист из Китая. «А это все – очередь», – махнул рукой тот. Сотни людей ждали бесплатных автобусов до аэродрома, где в этот день открывался 14-й по счету авиасалон МАКС-2019. Правда, утро началось с небольшого инцидента. Как сообщил «ФедералПресс» источник в правоохранительных органах, один из шаттлов попал в ДТП, поэтому на дороге возникла заминка, приведшая к большим очередям из желающих добраться до места. Первая группа людей, набившихся в автобус, словно шпроты в банке, наконец, отправилась в путь. Еще десять минут и вот он – аэродром Жуковский. Несколько пунктов досмотра, рядом с одним из них – камера хранения, куда посетители могут сдать вещи, не прошедшие «фейсконтроль». Корреспонденту «ФедералПресс» удалось подсмотреть в небольшую комнату: среди оставленных вещей красовалась литровая банка компота. Тем временем, в паре километров от входа на аэродром вовсю шумел двигатель президентского самолета ИЛ-96 авиаотряда «Россия». В этот день Владимир Путин на полях авиасалона встречался со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. В представительной делегации были замечены и министры обороны двух стран – Сергей Шойгу и Хулуси Акар. Последний, к слову, накануне сообщил о начале поставок в Турцию второго дивизиона российских зенитно-ракетных систем С-400. Во вторник эту информацию подтвердил и президент Путин, который надеется, что представленная на МАКС-2019 авиатехника РФ тоже заинтересует Турцию. «Среди новаций МАКСа этого года, которые будут интересны и специалистам, и зрителям, – актуальные и перспективные разработки для беспилотных комплексов, для малой и деловой авиации, а также такие прорывные проекты в сфере гражданского авиастроения, как вертолеты МИ-38 и К-62. Никого не оставит равнодушным и экспозиция легендарных советских самолетов, некоторые из них были найдены на местах боев Великой Отечественной войны и вновь поставлены на крыло», – подчеркнул российский лидер. Эрдоган, в свою очередь, поблагодарил Россию за приглашение на МАКС-2019 и назвал Путина своим другом. «Мы считаем авиасалон МАКС-2019 одним из ведущих авиасалонов в мире», – в этот момент прямо над двумя президентами с ревом пролетел самолет. Фотографы защелкали затворами. Эрдоган на несколько секунд прервался, но затем продолжил. – «Выступая с лозунгом «Будущее на небесах», мы за прошедшие годы сделали очень много шагов в авиационной сфере. Считаем, что наше сотрудничество с Россией даст новый импульс развитию как авиационной, так и космической сферы», – заключил президент Турции. Затем российский и турецкий лидеры отправились осматривать экспозицию. По такому случаю сотрудники полиции и Росгвардии частично перекрыли площадку МАКСа, людям пришлось дожидаться окончания экскурсии. Впрочем, посмотреть действительно было на что. К примеру, вот новая версия знаменитого оружия против беспилотников Rex-2, впервые продемонстрированная в конце июня на международном военно-техническом форуме «Армия-2019». Подобное оружие неоднократно было замечено в арсенале бойцов Федеральной службы охраны, обеспечивающих безопасность первых лиц российского государства. «Радиус блокирования GPS составляет 2 километра, а сигнала между оператором и самим дроном – гарантировано 500 метров. Есть сменные насадки для того, чтобы давить разные частоты связи, потому что разные дроны работают на разных частотах. Так можно подобрать определенную частоту и, направив его, посадить беспилотник», – рассказал агентству «ФедералПресс» представитель компании Zala Aero (входит в концерн «Калашников»). На другой площадке можно увидеть двухместный спортивный самолет Texan. Его можно использовать как для учебно-тренировочных, так и для круизных полетов. «Самолет собран полностью из карбона, соответственно, очень прочный, при этом – очень легкий. Не боится ультрафиолета, может храниться под открытым небом. Также он оборудован системой спасения, стоит парашют, который выстреливается до 40 метров. Самолет, конечно, не слишком скоростной, но выполняет две задачи – он учебно-тренировочный и круизер», – рассказал «ФедералПресс» представитель авиационного учебно-методического центра «Сибирская авиабаза» Эдуард Потапов. Среди большого количества самолетов, представленных на экспозиции МАКСа-2019, выделяется Ту-154. Это не просто летательный аппарат, а комплексная летающая лаборатория. Он такой один, предназначен для моделирования полетов и тренировки экипажа. «Эта лаборатория испытывает большое количество различного оборудования: пилотажного, авиационного, связного, навигационного. Все места оборудованы под парашюты. Самолет был выпущен в 1978 году, но ни разу не летал гражданской авиацией, он сразу был переделан в летающую лабораторию», – сообщил агентству инженер Летно-исследовательского института имени М.М. Громова Иван Хонякин. Отдельного внимания публики в первый день МАКСа удостоился лимузин российского производства Aurus проекта «Кортеж». Его осмотрели и Владимир Путин с Реджепом Эрдоганом. Турецкому главе назвали цену лимузина — 18 млн рублей. Эрдоган обещал подумать над покупкой. Также Путин показал Эрдогану вертолет люкс-класса «Ансат» с салоном в стиле автомобиля Aurus. Но о стоимости этой машины пока ничего не известно. А еще президент России угостил турецкого коллегу отечественным мороженым. Для Путина это уже стало своего рода традицией на авиасалоне в Жуковском. В этот раз российскому главе приглянулось вологодское и краснодарское мороженое. Сумма покупки составила 210 рублей, но у Путина с собой была только купюра в 5 тысяч. Ее он и протянул продавщице. «Сдачу министру отдайте. Это ему на развитие авиации», — пошутил Путин, кивнув в сторону главы Минпромторга Дениса Мантурова. Авиасалон МАКС-2019 продлится до 1 сентября. Организаторы прогнозируют, что его в этом году посетят до полумиллиона человек. Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский