АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Мирославом Штукой

Екатеринбуржцы относятся к протекающей через город реке Исети со смешанным чувством любви и скепсиса. То посмеиваются: "Тятя, тятя, наши сети растворилися в Исети", намекая на более чем проблемное экологическое состояние реки. То составляют фантастические прожекты ее возрождения. Одно неизменно - интерес к планам по благоустройству прибрежной зоны. Обсуждение проекта московского КБ "Стрелка" некогда заняло несколько месяцев, каждый раз собирая аншлаг в Ельцин-центре. А концепция обустройства участка рядом с цирком была вынесена на отдельную площадку международной выставки ИННОПРОМ-2019. Проект польского бюро S&P Architektura Krajobrazu (разработанный по заказу УГМК-холдинга) обещает превратить эту часть набережной в "уральский лес" с искусственными деревьями-светильниками, каменными террасами и сетью игровых площадок. Один из соавторов – известный ландшафтный архитектор Мирослав Штука, "приложивший руку" к проекту "Бульварной ленты" за Дворцом молодежи. Он живет в столице Урала довольно длительное время, сотрудничает с компанией "Брусника", а берега Исети изучил, что называется, "от ВИЗа до НИЗа". - Мирослав, два года назад стартовала реконструкция набережной Исети на участке от Малышева до Куйбышева по проекту КБ "Стрелка". В планах мэрии – благоустройство следующего участка, от Куйбышева до ЦПКиО. Проект презентован на ИННОПРОМ-2019. Насколько я знаю, ваше бюро S&P Architektura Krajobrazu имеет к этой разработке прямое отношение. Скажите: концепция "уральского леса" с деревьями-крупномерами, клумбами, "древообразными" модульными светильниками создавалась индивидуально "под Исеть", или есть похожие решения в других городах России и мира? - Мы всегда в своих проектах к каждой территории подходим индивидуально. Нельзя разработать какую-то универсальную концепцию для всех участков. - А почему решено использовать тему уральского леса? - Это как раз то, о чем говорил Питер Финк (британский урбанист и ландшафтный дизайнер – прим. ред.) на форуме "Атмосфера": Екатеринбург уникален своей близостью к природной среде. Горы Урала, его леса… Это совсем непохоже на Москву, "окольцованную" массой небольших городов с промзонами. Мы при разработке концепции хотели "приблизить" эту природу к центру города, но просто взять и высадить в городе лес невозможно. Мы хотели, чтобы горожане это все могли использовать, в том числе "поэтику" и эстетику натуральной лесной среды Урала. Но это не лес "точка в точку", это немножко сказка, которую мы рассказываем людям. - Своего рода "идея леса"? - Да. И каркас, связывающий все элементы территории. Согласно проекту, "уральский лес" раскинется на этом участке набережной, скриншот Яндекс.Панорама. - А вы при разработке концепции ориентировались на проект "Стрелки"? - Да! Но когда "Стрелка" работала над проектом, никто еще не знал, что рядом с цирком будет строиться Ледовая арена. Мы использовали идеи своих предшественников, но при этом учитывали, что строительство Арены серьезно изменяет среду вокруг. Да практически все вокруг изменяет - и по функционалу, и по эстетике места. Это такой огромный "космический корабль", который надо осваивать, включить в городскую среду. Когда мы говорили на эту тему с горожанами, была высказана очень сильная идея (и мы ее поддерживаем), что пространство вокруг Арены надо использовать постоянно, вне зависимости, проходят там мероприятия или нет. Ведь хоккейные матчи или концерты звезд будут несколько раз в месяц, а 18 гектаров городской среды вокруг стадиона будут при этом "простаивать" каждый день. Потому надо эту среду так запроектировать, чтобы она работала для жителей города. Эскизный проект Ледовой арены УГМК. Визуализация: официальная документация проекта. Для примера приведу стадион "Спартак" в Москве. Вокруг него гигантская площадка, но она пустует, если на стадионе не происходят спортивные мероприятия. Но это Москва, там есть много мест, куда можно пойти погулять. А здесь у горожан может возникнуть ощущение некой "дыры", пустоты, потери пространства. А это очень важная точка, где сине-зеленая "спина", то есть каркас реки, соединяется с зеленым пешеходным каркасом между Зеленой Рощей и парком Павлика Морозова. Это должна быть цельная, функциональная городская среда, а не "среда вокруг Арены". - Исеть – река проблемная, она долго использовалась в промышленных целях и основательно "износилась" за 300 лет. Кроме того, Исеть неоднородна с точки зрения ландшафта. Так, в центре Екатеринбурга этот ландшафт вполне урбанистический, а ближе к ЦПКиО начинаются "джунгли". На ваш взгляд, всем ли участкам набережной Исети нужно одинаковое развитие по единому стандарту (пешеходные зоны, велодорожки, скамейки, зоны отдыха) или некоторые участки лучше вообще не трогать, оставив их в первозданном виде? - Мы смотрим на это разнообразие как на потенциал. Потому что для нас самое важное, чтобы эти участки были соединены по функционалу. Чтобы можно было спокойно гулять вдоль этой набережной, или ехать на велосипеде. А уже эстетически эти участки могут быть разными. Это нормально, что в центре города у набережной более городской вид, бетонная основа, а южнее, за улицей Малышева – более "природная", мягкая. А там, где строит "Клевер-парк", она в каких-то точках опять становится более "городской". Я об этом, кстати, говорил на "Атмосфере": нехорошо, когда "драматургия" ландшафта и его эмоциональный уровень на всем протяжении остаются неизменными. Пусть у каждого участка будет свое "лицо" - главное, чтобы переход был не острым. Участок набережной от Малышева до Куйбышева, замощенный плиткой "Terraway" в ходе реконструкции. Но разные участки должна объединять одна идея, одна функция. И вот тут у Екатеринбурга имеется проблема: нет общей идеи развития городских пространств. Идея развития улично-дорожной сети есть, а идеи единой эстетики пространств пока не выработано. Ощущение, что пространство продумывается в интересах машин, а не людей. Мы сейчас работаем над большим проектом изменения уличной сети в Варшаве, и все больше приходим к выводу, что пора уже изменить само понимание "улицы". Это не только "каналы" для движения пешеходов и машин! Вот я смотрю, как в Екатеринбурге ремонтируются улицы. Вижу хорошие поребрики, обустроенные пешеходные переходы. Но ни в одном из проектов уличного благоустройства я не увидел, чтобы была предусмотрена посадка деревьев! А ведь дерево полностью меняет облик улицы. - Но опять вспомним набережную за мостом на Белинского: там деревьев очень много, но они неухоженные… - Там, возможно, часть деревьев неплохо бы вообще убрать, поскольку они создают опасность. Это же ивы, они легко ломаются. Или как-то их подстричь, но "умно". И подумать, как в эту территорию включить функцию для пешеходов и велосипедистов, чтобы участок не потерял своего природного характера. Но включить опять же умно. Приведу как пример Царский мост на улице Декабристов: там велосипедистам – не говоря уже о маломобильных гражданах - очень сложно перейти с одного участка берега на другой участок того же берега, в том числе из-за обилия ступеней. А с ними все непросто: там ведь и зона охраны памятников, и природоохранная зона. Сразу за мостом на улице Белинского Исеть сужается до размеров "ручейка", берега которого обросли непроходимыми зарослями. - Но "Стрелка" ведь предлагала на этом участке для облегчения транзита, в том числе велосипедного, систему "мостов под мостами". Теперь от этой идеи отказались, заменили на пешеходную зону под дополнительной аркой. А чем предыдущий вариант был плох? - Проект арки на уровне набережной, под улицей Куйбышева, уже разработан и включен в техническое задание. Но, честно говоря, мне все равно, что это будет: арка или "мост под мостом". Если кто-то докажет, что "мост под мостом" дешевле – давайте сделаем по этому варианту. Главное, чтобы участки были "включены" друг в друга. Этот вопрос нужно продумать и на улице Малышева, там тоже нет нормального перехода под мостом. Без связанности всех "кусочков" набережной благоустройство ее отдельных участков не "заработает". Изначально проект "Стрелки" предполагал возведение "мостов под мостами". Позже от этой идеи отказались. Визуализация: екатеринбург. рф. - Кстати, о промышленной истории реки. Важной градостроительной составляющей Исети долгое время были заводские постройки: в верховьях - цеха ВИЗа, чуть ниже – корпуса железоделательного завода, еще ниже – комплекс пивоваренного завода Гребенькова-Холкина-Злоказова… Однако в современный ландшафт удалось вписать только остатки Екатеринбургского завода на Плотинке. Не кажется ли вам, что как раз промышленное "лицо" набережной могло бы стать ее неповторимой "фишкой"? - Не просто могло бы, а должно! Это - слой уникальной истории Екатеринбурга. Когда мы думали над идеей благоустройства Верх-исетской набережной, мы хотели использовать старый участок завода, который ниже Верх-исетской плотины. В Европе немало примеров, когда такие элементы становились точками девелоперского роста: сначала "ревитализуется", то есть возрождается, старинный индустриальный объект, а потом вокруг него начинается активная коммерческая застройка. Например, в Варшаве есть пригород Прага, который всегда считался территорией "второго сорта", там никто не ходил, потому что это было опасно. И там был старый завод, последние здания на его территории построили в 60-х годах прошлого века. Один девелопер купил эту площадку, поселил на ней студию художников и галерею, открыл ресторан, одним словом, сделал "точку притяжения" - и лишь затем начал строить на участке жилье. Причем не огромный квартал, а два-три здания, очень интересные по дизайну. И его идея оказалась настолько удачной, что через три года другие девелоперы начали выкупать соседние с заводом участки – потому что место оказалось очень привлекательным для покупателей жилья. И "мертвая" с точки зрения экономики и туризма зона города преобразилась в самую "горячую" зону, где все хотят жить и вечерами гулять с семьей. Но при реализации таких проектов важно помнить, что на них не заработаешь деньги за два-три года. Надо быть готовым, что инвестиции будут возвращаться долго и постепенно. Артефакты промышленной истории Екатеринбурга могли бы стать эксклюзивной "фишкой" при оформлении набережной Исети. - И как привлечь застройщиков к такой работе над общественными территориями, в том числе прибрежными? - Вот, кстати, хороший пример – то, как компания "Брусника", с которой я сотрудничаю, оформила участок рядом с жилым комплексом "Кандинский". Они там благоустроили не только свой "кусок", но и преобразили улицу Энгельса, посадили деревья с подсветкой. Таким же образом они работают и в "Квартале Новаторов", и на "Шишимской горке", где "Брусника" на одну из коммерческих площадей пригласила студию художников. Это не дает девелоперу денег, но добавляет площадке еще один слой городской жизни и делает ее более привлекательной. Но чтобы этот опыт распространить на остальные территории, у городской администрации должно быть понимание, генеральный план того, как они эти территории видят, как хотят их изменить. В идеале такой план должен быть для каждой улицы – вплоть до того, какие деревья мы там хотим высадить. Чтобы потом каждому застройщику выдать кусок этого плана и сказать: ты строй здесь, но доработай вот этот сквер или этот берег реки. Можно для того, чтобы привлечь застройщиков к такой работе, продавать им землю под коммерческое строительство немножко дешевле, чем остальным. Беседовал Евгений СУСОРОВ. Фото Станислава САВИНА.

АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Мирославом Штукой
© Уралинформбюро