Войти в почту

Парфюмерия — довольно консервативная индустрия. Однако, за минувший год в ней случились большие перемены: в заставленные склянками и химикатами лаборатории парфюмеров ворвался искусственный интеллект. Начало революции положил парфюмерный дом Firmenich. В августе прошлого года совместно со специалистами Федеральной политехнической школы Лозанны он открыл цифровую лабораторию, в которой тестируются возможности искусственного интеллекта в процессе создания новых ароматов. Конкуренты как будто приняли вызов и стали один за другим подключать к работе искусственный разум. Прошлой осенью крупнейшая парфюмерная компания Symrise объявила о создании парфюмерной машины «Филира», которая должна помочь парфюмерам проще, быстрее и креативнее создавать новые ароматы. Весной этого года компания Givaudan запустила собственный инструмент с ИИ — систему «Карто», способную удивить даже опытных создателей духов. Кроме крупных компаний, к помощи ИИ обратился и быстро растущий стартап с русскими корнями – Scentbird: он подбирает клиентам ароматы с помощью определенного алгоритма, в основе которого лежат рекомендации других пользователей, ключевые слова, анализ персональных данных и предпочтений. Зачем это нужно? Потенциальные возможности искусственного интеллекта в парфюмерной индустрии очень велики. Большие компании каждый сезон запускают новую продукцию и постоянно нуждаются в новых ароматах. Роботизированные системы могут выйти за пределы фантазии людей, так как в их базе содержатся все накопленные за историю компаний запахи и ингредиенты, они не боятся сочетать несочетаемое, могут учесть быстро меняющиеся запросы потребителей, проанализировать популярные ароматы и выдать то, чего еще не существует, но что точно понравится клиентам. Искусственный интеллект имеет множество преимуществ перед парфюмерами: это суперскорость, отсутствие клише в сочетании нот, мгновенный анализ, неподверженность профессиональному выгоранию. Но это не значит, что роботы заменят людей в парфюмерных лабораториях. Эксперты полагают, что оценить результат и выдать конечный продукт в настоящий момент может только человек, но в самом ближайшем будущем ИИ станет незаменимым помощником парфюмера и снимет с него большую часть функций. Вместе с тем расширяться возможности любителей парфюмерии: искусственный разум сможет лучше прислушиваться к желаниям и вкусам потребителей и генерировать индивидуальные ароматы по запросу. Как это работает? Вообразите большой сенсорный экран. На нем — в виде разноцветных кружочков представлены все возможные ингридиенты духов, которые были использованы парфюмерами за 250 лет. Легким касанием руки можно выбрать нужное сочетание в той или иной пропорции. Полученный аромат тут же будет воссоздан в лаборатории, можно будет его оценить и скорректировать. Эти возможности заявлены разработчиками системы «Карто» от Givaudan. Компания открыла цифровую лабораторию в январе 2019 года и в настоящее время дорабатывает ИИ для автоматизированного создания ароматов, а также ведет процедуру получения патента. Система «Филира» от Symrise уже обучена разрабатывать ароматы автоматически. Она обладает огромной базой данных, в которой хранится 1,7 млн формул и учитывается 200-летний опыт парфюмеров. Также ей известно о коммерческом успехе продукции в разных странах у разной аудитории, о различиях мужских и женских запахов, о классификации ароматов по группам. Система заточена на создание новых комбинаций на основе известных ей ингридиентов. Ее решения удивляют порой самих парфюмеров. Например, при создании ароматов для бразильских миллеаниалов система «Филира» использовала совершенно новые сочетания, которые не пришли в голову сотрудникам Symrise. В женский аромат Egeo On Me вошли запахи фруктов, овощей и цветов: персик, дыня, огурец, цитрус, жасмин, ландыш, фрезия, а также добавлены нотки ванили, перца и ирисок. В мужском аромате Egeo On You к основному древесному запаху и классическим ноткам из ветивера, сандала, лаванды, шалфея неожиданно добавлены молоко, ананас, мята и эвкалипт. Парфюмер, работавший над итоговым ароматом, признался, что такое сочетание никогда бы не стал использовать, оно очень нетипичное и новое. К тому же, нейросеть провела анализ популярных у целевой аудитории ароматов и учла вкусы бразильской молодежи. Уже известно, что новая продукция, созданная ИИ, обогнала популярные духи и получила положительные отклики. Любопытно, что креативность «Филиры» можно регулировать в диапозоне от 0 до 10. При нулевой креативности она выдает формулу, которая не сильно отличается от уже имеющихся и успешных ароматов. А при максимльном значении генерирует причудливые и еще несуществующие комбинации. Русский стартап в США Стартап Scentbird, у которого три российских создателя — Мария Нурисламова, Андрей Ребров, Сергей Гусев, существует в США с 2014 года и может похвастаться самой богатой базой отзывов на парфюмерную продукцию. Изначально компания занималась продажами пробников известных духов и с помощью анкет собирала обратную связь от клиентов. Теперь, накопив опыт и обучив систему, стартап может подбирать ароматы по запросу клиента, отталкиваясь от субъективных предпочтений. Подписчики за небольшую плату ежемесячно получают новый парфюм, выбранный по алгоритму из 500 брендовых духов. В июле Scentbird выпустил четыре собственных аромата под брендом Confessions of a Rebel, которые были созданы ИИ на основе персональных данных и отзывов клиентов. Определяющими стали слова «сексуальный», «чистый», «свежий», а также ароматы, которые посетители сайта оценивали четырьмя и пятью звездами. Оказалось, что самые популярные духи имеют общие черты. Например, в большинстве из них фигурирует древесный запах — аромат кедра и сандала. Генеральный директор Scentbird Мария Нурисламова — гуманитарий по образованию и это видно по ее проекту. Вы набираете слово «летний» и видите аромат, который назвали таковым 50 тысяч пользователей. Проект пользуется популярностью и приносит создателям $60 в год. «На самом деле это достаточно революционно. Такого количества данных про парфюм не собирает никто в мире. Это уникальная база данных. Интересно, что до прихода Scentbird на рынок парфюмеры и парфюмерные компании диктовали описание парфюмов и то, как люди должны про них думать. А теперь это диктуют сами люди, — объясняет принцип работы сайта Мария Нурисламова. — Все большие компании, L’oreal, Estee Lauder и другие, чуть ли не каждый месяц запускают новые продукты. 85% из этих продуктов — провальные. Есть еще такое понятие — fast beauty… Представьте себе, какое количество ненужных вещей создает эта индустрия, потом все это оказывается в океанах, еще где-нибудь. У меня из-за этого болит душа очень сильно» . Возможно, с этой проблемой тоже сможет справиться искусственный интеллект, генерируя продукцию, адекватную спросу. На данный момент парфюм от ИИ — удачный маркетинговый ход. Первые ароматы, разработанные с помощью современных технологий, наверняка создадут ажиотаж и априори будут популярны в силу своей революционности. А в будущем, когда роботы-парфюмеры появятся повсеместно, мы наверняка будем ценить больше то, что создано людьми, если эта профессия вообще сумеет сохраниться под натиском технологий. На что еще способен искусственный интеллект? Читайте наш обзор на эту тему.

Робот-парфюмер
© Телеканал «Наука»