В ожидании балетного марафона. О программе Нуреевского фестиваля в Уфе
С 7 по 19 сентября в Уфе, на сцене Башкирского театра оперы и балета пройдет XXII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. По традиции он соберёт признанных мастеров хореографии и начинающих танцоров. О предстоящем культурном событии рассказала главный балетмейстер театра Леонора Куватова. Праздничные сюрпризы Алла Докучаева, «АиФ-Уфа»: Леонора Сафыевна, вспоминая первые Нуреевские фестивали, не перестаешь удивляться и радоваться, насколько они разрослись и географически, и представительски, и творчески, превратившись в праздники для зрителей и престижные выступления для артистов. Какие сюрпризы приготовлены в нынешнем сентябре? Леонора Куватова: Наш генеральный директор Ильмар Альмухаметов, человек весьма креативный, предложил трудную для исполнения, но чрезвычайно интересную идею: провести не один, как обычно, а три гала-концерта, причём именные, с посвящением выдающимся личностям в истории балета. Один из них – поклон великому композитору Петру Чайковскому, балеты на музыку которого входят в сокровищницу мировой классики. Пройдёт вечер и в честь нашего великого земляка, чьё имя носит фестиваль: в программе отрывки из балетов, в которых блистал Рудольф Нуреев. Третий гала посвящён знаменитому хореографу Юрию Григоровичу, многолетним сотрудничеством с которым гордится наш театр. Кстати, сама мысль об этом фестивале родилась именно у Юрия Николаевича, и он помогал осуществлять идею тогдашнему художественному руководителю балетной труппы Шамилю Терегулову. – Какие театры ждём в гости? – Некоторые уже бывали на Нуреевских фестивалях: в этот раз челябинцы покажут балеты «Анна Каренина» и «Кармина Бурана», а Екатеринбургский театр привезет одноактные балеты «Вальпургиева ночь» и «Наяда и рыбак». Последний поставил Юрий Бурлака, пригласил меня на премьеру – очень понравилось. Ждём Московский музыкальный театр им.Наталии Сац с одноактными спектаклями «Шехерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски». Из Мариинского театра приедут Марина Ширинкина и Алексей Тимофеев, из Баварского гостеатра – Лауретта Саммерскалес и Дмитрий Выскубенко, из знаменитого балета Бориса Эйфмана – Нина Змиевец и Денис Климук. Дмитрий Гуданов из Большого театра, из Челябинского Татьяна Предеина, ученица Екатерины Максимовой. – А как будет представлен наш коллектив? – В программе – «Лебединое озеро» и «Легенда о любви», где в главных партиях вместе с нашими исполнителями станцуют солисты известных театров. В «Легенде» заняты Софья Гаврюшина и Рустем Исхаков, а также Мария Виноградова и Иван Васильев из Большого, в «Лебедином» – их коллеги Дарья Хохлова и Артемий Беляков. В концерте увидим «смешанную» пару – Валерию Исаеву с танцовщиком из Казани Олегом Ивенко, наш «доморощенный» дуэт – Гузель Сулейманову и Сергея Бикбулатова. Безусловно, интерес вызовет участие нашей воспитанницы Ирины Сапожниковой и её партнёра Надырбека Каната – они из Владивостокского театра, который теперь является второй площадкой Мариинки. – Словом, афиша пестрит известными в балетном мире именами – это изюминка Нуреевского фестиваля. А что он даёт молодёжи, кроме знакомства с лучшими представителями танцевальных трупп разных городов? – Это уже немало для творческого роста. А ещё их собственное участие в выдающемся событии. Надо видеть, с каким энтузиазмом наши артисты готовятся к фестивалю, как хотят выступать, доказывать, что многое умеют. Этот смотр балетного искусства – праздник не только для зрителей, но и для участников. Обязательный его штрих – молодёжные концертные номера. Нынче хореограф Ринат Абушахманов поставил для восьмерых танцовщиков «Октет», включив в эту группу ребят, только что окончивших наш колледж, – Аню Григорьеву, Салавата Булатова, Айрата Масегутова, Расиля Сагитова. Памяти гения – Хореографический колледж, носящий имя мировой знаменитости, наверняка привлекает внимание гостей города. Есть что им показать, кроме самого здания с барельефом – бывшей школы, где учился гений балета? – У нас действует небольшой музей, который формировали с огромной любовью. Если бы помещение позволяло, сделали бы большую экспозицию, но не хватает площадей даже для занятий. Надежду возлагаем на давно обещанный учебный театр, там можно было бы в коридорах разместить фотогалерею – кадров с присутствием Нуреева немало – и открыть в этом здании музей городского значения. Но главное – в колледже живет духовная память о великом земляке: обучение строим на традициях вагановской хореографической школы, которая дала основу для развития его таланта, в Питере же обучались и большинство наших педагогов. Рудольф Нуреев был новатором в танце, мы тоже стараемся не стоять на месте, расширили программу по современной хореографии, которая очень интересует творческую молодёжь. Постоянно готовим номера в современной манере танца. И не забываем классику балета, в которой Нуреев был неповторим. – Вопрос не только как худруку балетной труппы, но и как Почетному гражданину Уфы: что нужно сделать для дальнейшего увековечения памяти знаменитого земляка в нашем городе? – Отвечу как коренная уфимка: поставить ему достойный памятник. Сейчас проект разрабатывается, нам с директором колледжа Олией Вильдановой показывали наброски. Но этот процесс необходимо ускорить. И раскинуть вокруг памятника зелёную зону – сквер или парк, чтобы у уфимцев появилось ещё одно любимое место, связанное с именем их гениального земляка, которым восхищается весь мир. Сегодня на уровне государства наследие замечательного танцовщика изучается и пропагандируется. Один из примеров – традиционно проводимый в Уфе Международный фестиваль. Кстати В конце августа балетная труппа Башкирского театра оперы и балета выезжает во Францию, где покажет балет «Баядерка» Людвига Минкуса на XX фестивале российского искусства в Каннах. «Это один из лучших балетных спектаклей современного репертуара, который и раньше ставился на башкирской сцене, всегда пользовался любовью зрителей, – говорит ветеран журналистики Нина Жиленко. – Этот балет знаменателен для Рудольфа Нуреева: он танцевал в нём на сцене Кировского театра. Именно в партии Солора своими умопомрачительными прыжками и вращениями Нуреев покорил парижскую публику в июне 1961 года во время знаменитых гастролей, после которых остался на Западе. «Баядерка» стала его последним триумфом: за три месяца до смерти он поставил её в парижской Гранд-опера. В марте 2003 года фрагмент балета – сцена «Тени» – был сделан по просьбе итальянских импресарио и показан в Милане на вечере памяти Рудольфа Нуреева, посвящённом 65-летию со дня его рождения. И осенью того же года балет поставлен полностью (блестящая балетмейстерская работа Шамиля Терегулова). В ноябре состоялась премьера, а через месяц башкирская труппа уже гастролировала с «Баядеркой» по городам Италии». В последние годы исполнительский состав пополнился новыми талантливыми исполнителями: Олег Шайбаков, Рустам Исхаков, Анна Хасанова, Ирина Сапожникова, Софья Гаврюшина, Валерия Исаева...