От «Суперджетов» избавилась последняя иностранная авиакомпания, использовавшая российские самолёты
Парк воздушных судов этого типа у мексиканцев второй по объёму после «Аэрофлота»: у госкомпании их 49, а у Interjet – 22. Но регулярно в Мексике летают только шесть, остальные уже минимум полгода стоят на земле. Причина – у многих машин возникли проблемы с двигателями. По разным данным, перевозчик хочет продать от 14 до всех своих SSJ100. Авиакомпания постепенно перестала покупать запчасти и занялась так называемой каннибализацией – снимала детали с одних лайнеров для поддержания работоспособности других. От «Суперджетов», ставших первой российской попыткой выйти со своим самолётом на иностранные рынки, за последнее время отказались сразу несколько покупателей: бельгийская Brussels Airlines, ирландская CityJet, остановилась подготовка к заключению контракта со словенской Adria Airways. Всех не устроили низкая надёжность лайнера и острый дефицит запчастей. Руководство той же Interjet, заключая контракт на поставку SSJ100, называло его «машиной для зарабатывания денег». Примерно в том же духе высказывалась CityJet. Однако позже у всех эксплуатантов – и у зарубежных, и у отечественных – возникали однотипные проблемы: едва ли не каждая поломка заканчивалась долгим простоем, поскольку система постпродажного обслуживания так и не была налажена за все годы существования проекта. Новость о намерении Interjet избавиться от «Суперджетов» – второй за неделю удар по репутации самолёта. Одновременно выяснилось, что он невыгоден не только для перевозчиков, но и для пассажиров. По подсчётам Федеральной антимонопольной службы, средняя стоимость билетов на рейсы, обслуживаемые SSJ100, на 20% выше по сравнению с иностранными лайнерами. Сергей ДЕМЕНТЬЕВ, экс-директор ульяновского авиационного завода «Авиастар-СП»: – Это одна из самых больших проблем в развитии отечественной авиации – отсутствие надлежащего техобслуживания и дефицит запчастей. Скажем, вышедшая из строя деталь для Boeing поставляется со склада в течение трёх-четырёх часов и её оперативно меняют. Для наших самолётов запчасти нужно ждать несколько суток, и то не факт, что они будут в наличии. Роман ГУСАРОВ, авиаэксперт: – Надо отдать должное, SSJ100 в Interjet летал очень интенсивно, бил все рекорды по налёту – по девять часов в сутки в среднем на парк. В Interjet начали раскатывать новые маршруты в Мексике, на которых до этого полётов не было. В итоге, когда пассажиропоток вырос, оказалось, что можно выполнить один рейс на A320 и перевезти столько же пассажиров, сколько за два рейса на SSJ100. Вадим ЛУКАШЕВИЧ, авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой»: – Если Interjet хочет продать часть самолётов, а часть оставить, можно трактовать, что авиакомпания попала в тяжёлую финансовую ситуацию и начинает какие-то активы распродавать. Если же они продают все самолёты – это другое дело. Когда машина простаивает, можно говорить, что обслуживание дороже.