Путин накинет удавку на зарплаты медиков
До правительства доходит, как до жирафа. Прошло 11 лет с начала зарплатной реформы в Минздраве с целью оптимизации, и только теперь власть, похоже, догадалась, что, отменив Единую тарифную сетку (ЕТС), сделала из главврачей главрвачей. Так первичный медперсонал с горькой иронией называет своих руководителей, получающих гигантские зарплаты на фоне их мизерных окладов и «стимулирующих» добавок. На совещании по вопросам модернизации в сфере здравоохранения президент Путин наконец-то увидел, в чем корень проблем, когда задал вопрос, справедлива ли система начисления зарплат медработников первичного звена? Хотя и так понятно, что ответ на этот вопрос давно известен главе государства. В целом, телевизионный репортаж напоминал пропагандистский ролик, в котором вице-премьер Татьяна Голикова пообещала положить конец практике, «когда заработок зависит от глав медучреждений, которые перераспределяют средства не в пользу тех, кто реально работает». А еще Татьяна Алексеевна пообещала к концу сентября проработать два варианта новой зарплатной политики врачей и медперсонала в больницах и поликлиниках. И впервые после отмены единой тарифной сетки прозвучало: «Мы жестко фиксируем структуру заработной платы». Если назвать вещи своими именами, самая глупая либеральная реформа президентства Путина провалилась. Напомним, после постановления правительства РФ от 5.08.2008 г. №583, ЕТС перестали применять на федеральном уровне. И к этому времени государственные и муниципальные учреждения здравоохранения уже перешли на так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ). Её суть, в двух словах, заключалась в придании главврачам (а также директорам школ и другим казенным начальникам) функций коммерческих работодателей, причем с правом начислять себе любую зарплату в рамках фонда труда. Называлось это организационными технологиями для повышения эффективности. Толкачем провальной, как показало время, реформы был Александр Починок, тогда еще министр труда и соцразвития. Критики прежней Единой тарифной сетки утверждали, что «размер материального вознаграждения за труд не зависит от его объема и качества». Хотя уже тогда никто не скрывал, что государство элементарно хотело сэкономить, выгнав на улицу миллионы работников, якобы дармоедов. Мол, директор знает, кто работает за десятерых, а кто «носки вяжет». Вот и флаг ему в руки. Простимулировав первого, и дав пинка второму, предполагалось поднять эффективность подконтрольного предприятия и зарплату хорошим работникам. Заодно уменьшив финансирование первичного звена Минздрава. Отчасти, реформаторы ЕТС были правы. Но прежде, чем что-либо менять, нужно было тщательно проработать эффективную систему контроля. Без неё любая реформа, начатая с самыми высокими целями, обречена. Тем более что были сигналы, о том, что оптимизация не сработает. Иркутский медицинский университет Минздрава РФ даже выпустил учебное пособие «Новые системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения», посвятив целую главу причинам отмены ЕТС. Так вот, в этом учебном пособии, составленном также с целью опорочить старую "сетку", рассказывалось о зарплатном эксперименте, который еще в 1987-1989 годах проводился на отдельных территориях Кемеровской и Куйбышевской (ныне Самарской) областей, а также в Питере (тогда Ленинграде). Его целью была попытка «изменить систему бюджетного финансирования здравоохранения, расширить хозяйственные полномочия медицинских учреждений, позволяя использовать дополнительные источники финансирования, и наконец, изменить систему оплаты труда медицинских работников, увязав ее с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи». Сегодня этот эксперимент назвали бы пилотным проектом по опробованию НСОТ. Авторы вынуждены были признать, что «не всегда удавалось избежать субъективного подхода к оценке индивидуального трудового вклада конкретного работника». Но это было только начало, когда у врачей были еще сильны "совковые" стандарты справедливости. Значит, уже тогда было ясно, что без эффективного и самое главное - честного контроля, не обойтись. Власти, отменяя ЕТС, обещали защиту от рвачей. Так, бывший зам. министра здравоохранения и соцразвития Александр Сафонов сказал, что "директорам сверху будет спущена куча методических рекомендаций, как платить зарплату". https://www.edudata.ru/kpmo/promo/142.html И в самом деле, перечень регулирующих бумаг впечатляет. Приведем только малую их часть: постановление правительства РФ №583 от 05.08.2008 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №525 от 6.08.2007 г.; Приказ Минздравсоцразвития РФ №526 от 6.08.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №818 от 29.12.2007 г.; приказ Минздравсоцразвития РФ №462н от 28.08.2008 г. и так далее. Скажем больше: некоторые поликлиники вынуждены были содержать специального бухгалтера, который начислял зарплату по сложным методикам. Хотя на деле это сводилось к подгонке спущенных главврачами цифр. Что интересно: отменяя ЕТС, власть вела себя точно так, как и сегодня, проводя людоедскую пенсионную реформу. Правительство просто поставило людей перед фактом, ограничившись скупыми заявлениями министра Починка: «Нужно отделить врачей от библиотекарей». Газета «Труд» в номере № 114 от 22 июня 2004 года в этой связи писала: «Высокопоставленные правительственные чиновники стараются не комментировать внесенный недавно в Государственную Думу проект Федерального закона (документ N58338-4), в котором предлагается упразднить существующие федеральные гарантии по оплате труда, в частности, обязательный для всех размер минимальной месячной зарплаты, а также единую тарифную сетку (ЕТС) и ряд других принципиальных положений Трудового кодекса РФ». Результат этой реформы известен. Вот, что можно прочитать на профессиональных форумах: "Многие врачи уходят - либо в страховую медицину, либо в фармацевтику. Из моего выпуска (80 студентов) в России сегодня по специальности работают человек 5 или 6, а из моей группы (15 человек) - ни одного практикующего врача не осталось». Хорошего от такого положения дел ждать не приходится. «Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится», - вынужден констатировать Путин, правда, не уточнив, кто именно в это состояние загнал медиков. Один мой знакомый врач на условиях понятной анонимности сказал, что все потуги властей ни к чему не приведут. «Путин, подобно Дон Кихоту воюет с ветреными мельницами, которые сам и построил. Первичное звено давно уже стало отдельным бизнесом со своими региональными крышами. Мало зафиксировать зарплаты, нужно еще и утвердить штатное расписание. И вообще отнять у врачей функции работодателя». По словам рассерженного медика, идея индивидуальной оценки труда в целом правильная. Но для этого требуется независимый объективный контроль. Мол, нужно в каждом кабинете поставить камеры по распознаванию лиц, чтобы "искусственный интеллект" где-нибудь в едином центре считал, кто и сколько принял пациентов. А потом уточнять у больных путем обзвона качество лечения по десятибалльной системе. И лишь затем сверху спускать готовые зарплатные ведомости. Сегодня технически это возможно. Наверняка есть и другие варианты. Только пойдет ли на них власть в целом, и Минздрав, в частности? Ведь тогда рухнет вся лояльная начальству вертикаль, которая держится исключительно на огромных зарплатах целой армии главврачей, директоров и их окружения. Новости медицины: Аспирином Минздрав не отделается Охрана здоровья: Как получилось, что российской медицине мозги вышибли