Губернатор Калининградской области против исторического аэродрома
В минувшие выходные в Калининграде в День авиации на Девау прошел крупный праздник, посвященный столетию первого пассажирского аэропорта Европы. Как оказалось, провести его было сложнее, чем можно было подумать. И главной трудностью стало даже не организовать прилет иностранных бортов и не обеспечить наземную часть проведения праздника, а справиться со странными и бредовыми претензиями к празднику от местных властей и местных поддерживающих их СМИ. Чего только не писали по поводу Девау в калининградской прессе! Одним из самых примечательных заявлений является фраза местного журналиста Максима Макарова о том, что Девау не существует с 1945 года. Видимо, горе-автору не известно о таком понятии, как переименование. И то, что с изменением названия сам объект никуда не исчезает. Иначе, если исходить из его логики, то и история Кенигсберга закончилась в 1945 году, и никакого Кенигсберга уже нет, так о каких сотнях лет истории города можно говорить? Калининграду всего несколько десятилетий. Но Кнайпхоф, известный также как остров Канта, продолжает носить свое историческое название, а на гербе города указана его историческая, а не надуманная дата основания – 1255 год. Однако же из-за прилета исторической реплики самолета времен Первой мировой разгорелся целый скандал. Причиной скандала в местной прессе стал один из самолетов, на котором изображен крест, который автор статьи назвал «фашистским». Вот только автор с этим обвинением сел в лужу. Прилетевший на Девау самолет технически не имеет никакого отношения ко Второй мировой войне и военным самолетам нацистской Германии, так как является репликой самолета более раннего периода начала двадцатого века. Учитывая то, насколько строги современные немецкие законы к вопросам пропаганды нацизма, уже это говорит о том, что крест этот не имеет прямого отношения к гитлеровскому периоду немецкой истории, ведь его самолет спокойно летает в современной Германии, как и ряд других исторических самолетов. Но, что самое интересное, для исторических самолетов нанесение раскраски даже Второй мировой войны является вполне допустимым, так как такой объект является исторической реконструкцией (или музейной ценностью, если речь идет об оригинале). То есть формально придраться к этому самолету и нарисованному на нем кресту нельзя никак, если говорить именно о законах, при чем как нашей страны, так и европейских. Более того, в Москве, в небе над парком Патриот не раз уже показывалась реконструкция воздушного боя, в которой российский Ил-2 имитирует ведение воздушного боя самолетом в раскраске немецких бортов Второй мировой войны. Этот же самолет размещался на статической экспозиции военно-технического форума «Армия», который проводится Министерством обороны Российской Федерации. Всем зрителям очевидно, что это реконструкция, позволяющая нам сейчас увидеть своими глазами, как это выглядело тогда, и самолет этот не вызывает ни у кого вопросов. Еще одни исторические самолеты были представлены в Москве на авиаремонтном заводе МАРЗ в рамках фестиваля «НЕБО: теория и практика». Представленные там борта, среди которых было и два Фоккера, принадлежат известному Музею техники Вадима Задорожного, правда, увидеть их можно только на выставке на аэродроме МАРЗ, потому что оба борта являются летающими и не экспонируются на статической музейной экспозиции. Местное же калининградское руководство, по крайней мере часть его, через СМИ активно транслирует идею о якобы германизации Калининграда такими действиями, как празднование столетия Девау и демонстрация исторических самолетов. Вероятно, тем, кто сначала пытался запретить проведение праздника, потом делал все, чтобы на полосу Девау не смогли сесть самолеты, не приходит на ум, что сохранение памяти об истории того или иного объекта не имеет отношения к изменению его нынешнего статуса. Так в Выборге прекрасно стоит старинная башня Олафа, в Петербурге, а точнее в Ленинградской области, свое историческое название носит город Шлиссельбург, а в Москве на Поклонной горе вместе с советскими самолетами стоит и немецкий Мессершмидт как часть исторической экспозиции. Именно потому, что все это часть истории, показать которую нельзя, если изображать только одну сторону. Не показав противника, не покажешь достойно и победителя. Девау же и вовсе почти всю свою историю был тесно связан с историей не только Германии, но и Советского Союза. Именно отсюда был выполнен первый международный пассажирский рейс, и летел он в Москву. В нашей российской истории авиации значимость Девау не меньше, чем в той же немецкой. Если точнее – Девау имеет огромное значение просто в мировой истории авиации. Богатое историческое авиационное наследие этого аэродрома не имеет привязки только лишь к одной стране, как, например, история города Выборга, который до того, как стать российским, принадлежал совсем другим странам. И было бы глупо и странно отрицать эту часть истории. Так же глупо и странно выглядят сейчас и попытки местных калининградских властей отрицать историческую значимость Девау. Кстати, именно ее старательно ставят под сомнение здешние авторы, продвигающие губернаторскую позицию. Мол, и значимость Девау преувеличена, и никакого юбилея-то у него в этом году нет… Вот только узнать о том, что именно в 1919 году был выполнен с Девау первый регулярный рейс, совсем не сложно – для этого достаточно просто открыть Википедию, где об этом прекрасно написано. В местной прессе появляется немало пасквилей о Девау и тех, кто занимался подготовкой исторического праздника на знаменитом аэродроме. При этом в Калининграде есть немало мест, которые к пресловутой «германизации» относятся куда больше. Так, один из Калининградских фортов, Дёнхоф, по сей день для своих гостей дублирует многие надписи на немецком, на стенах форта сохранились надписи на немецком, а во время экскурсии можно услышать немало о его истории тех времен, когда земли эти принадлежали немецкой армии. Правда, к одиннадцатому форту в местной прессе никто не придирается. То ли потому, что там нет пресловутого креста, не имеющего прямого отношения к нацистской Германии, но почему-то упорно раздражающего некоторых, то ли потому, что российские военные ушли из форта только в 2014 году, а до этого он принадлежал им. Они и сохранили, в том числе, исторические надписи. Начнешь сейчас форт ругать – их заденешь… А это, видимо, делать все-таки боязно. Или дело и вовсе в том, что главной причиной всех этих потоков грязи в адрес самого Девау и тех, кто занимался праздником, вовсе не в кресте на самолете и не в том, что основан этот аэродром, давно уже принадлежащий нашей стране, немцами. Дело в том, что территория, которую никак не отдает ДОСААФ, местным губернатором уже запланирована под строительство современного жилого комплекса с парковкой на 4000 мест, и средства на это уже выделены. Да вот беда – ДОСААФ не подписывает документы, которые бы позволили начать строительство в опасной близости от аэродрома. Вот и пытаются теперь уничтожить Девау в такой грязной информационной войне. ФОТО АВТОРА