«Будет очень сложно». Крупнейший кировский застройщик пытается выбраться из финансовой ямы
Банкротство компании Еще год назад вряд ли кто-то бы поверил, что Кирово-Чепецкое управление строительства (КЧУС) – одна из крупнейших строительных компаний Кировской области – будет находиться на грани финансового краха. Еще на начало апреля (а в конце этого месяца предприятие было признано банкротом) КЧУС входило в топ-5 застройщиков региона по объему текущего строительства. Предприятие, в состав которого входит около 20 дочерних компаний, работает в области с 2003 года – за это время оно успело построить около 2 млн квадратных метров жилья. Выручка тоже была внушительной и до последнего времени исчислялась миллиардами рублей. Правда, в 2017 году чистая прибыль компании уже составила минус 400 млн рублей. Начало конца можно отсчитывать с марта прошлого года, когда иск о банкротстве КЧУС подало АО «Сталепромышленная компания», зарегистрированное в Екатеринбурге. Затем с ходатайством о вступлении в дело обратились еще несколько лиц, включая КТК, несколько банков, компаний, налоговую службу. По данным СМИ, общая сумма долгов компании может превышать 300 млн рублей. Летом прошлого года недовольные кредиторы начали торопить суд с рассмотрением иска, однако в ходатайстве было отказано. Одновременно о претензиях ко КЧУС заявляли новые кредиторы и органы власти, нередко говорилось о долгах предприятия перед сотрудниками. В декабре прошлого года стало известно, что КЧУС больше года не может доделать новую школу в слободе Зиновы. Город выкупил здание у застройщика почти за 600 млн рублей – поначалу чиновников не смутило, что застройщик не построил футбольное поле и беговые дорожки и не выполнил озеленение территории, которое входит в стоимость объекта. В 2019 году чуда не произошло – в апреле суд признал компанию банкротом. Более того, в мае на гендиректора КЧУС Сергея Кочурова завели уголовные дела – его обвинили в невыплате зарплаты и уклонении от налогов. Летом самого Кочурова, как и его компанию, чуть не признали несостоятельным. Суд дал Кочурову возможность погасить все свои долги, а речь шла более чем о 200 млн рублей, до конца года. Несмотря на банкротство, на предприятии заверяли, что о заморозке объектов речи не идет. Из структуры КЧУС выделили «дочку» – ООО «Квартал», которое должно было достроить объекты. Сообщалось также, что ООО «Квартал» ведет переговоры с инвестором о продаже организации и всех строительных объектов. Однако несколько дней назад стало известно, что и эти планы могут не осуществиться, – в арбитражный суд обратилось ООО «Кировнефтепродукт» с требованием признать «Квартал» банкротом. Сейчас у компаний «КЧУС» и «Квартал» есть несколько незавершенных домов по адресам: ул. Ленина, 31, ул. Современная, 13, ул. Широтная, 1, ул. Широтная, 8, ул. Красной Звезды, 32 и ул. Агрономическая, 2. Общее количество дольщиков на этих объектах пока не сообщается, но оно составляет не менее 170 человек. Виноват водовод? Сейчас ситуация, в которой оказалась компания «КЧУС», не кажется неразрешимой только самым оптимистичным экспертам, при этом многие из них признаются, что еще недавно не могли даже предположить, что все закончится таким образом. Сам гендиректор говорит, что в банкротстве виноват Куменский водовод. Сергей Кочуров отмечает, что значительную долю активов компании занимает дебиторская задолженность по госконтракту на строительство водовода. Есть информация, что компания вложила в незавершенный долгострой от 4 до 5 млрд рублей, хотя власти заплатили ей только 3,6 млрд рублей. Нередко отмечается, что наложившееся на спад рынка нестабильное финансирование контракта со стороны государства на строительство водовода, которое затем было остановлено, и привело в конечном счете АО «КЧУС» к банкротству. Что будет с водоводом, если компания не сможет выбраться из финансовой ямы, пока не ясно – разрешение на работу с такими объектами в регионе есть только у КЧУС. О том, что причин банкротства было сразу несколько, но участие в проекте по строительству водовода действительно могло сыграть свою роль, говорит председатель правления Объединения строителей Кировской области, гендиректор компании «Маяковская» Дмитрий Сергеев. По его словам, к банкротству компании привело сразу несколько причин. «Первая причина – общая ситуация на строительном рынке: никто поддерживать и решать проблемы коммерческих структур из государственных органов не будет. Это нужно понимать, – говорит Сергеев. – Вторая причина – это проблемы с планированием работы, загрузкой производства. Сейчас строить нужно много, а завтра не нужно будет ничего. Соответственно сегодня все должны быть строителями, а завтра – переквалифицироваться и уйти, но так не бывает. Выживать в таких условиях крупным предприятиям крайне сложно. Плюс ФЗ № 44, который нацелен только на одно – цену. Соответственно о развитии предприятий здесь речи не идет. Что касается контракта на строительство Куменского водовода, то это действительно могло повлиять на ситуацию, но дело не в конкретном контракте, а в общей системе, которая сформирована ФЗ № 44». О том, что в банкротстве КЧУС виноват целый комплекс причин, среди которых неудачное управление, впрочем, было самым главным, говорят кировские активисты. «Случилось то, что и должно было при неэффективном управлении, – писали редакторы паблика «Строим Киров». – КЧУС ввязалось в стройку Куменского водовода, где хотело провернуть схему с заменой труб, но власть досрочно сменилась и махинации вскрылись. Жилые стройки оказались не очень востребованы из-за устаревших подходов к формату жилья и благоустройству. Кризис в экономике снизил покупательскую способность, при этом люди стали разборчивее в выборе застройщиков и районов для проживания. Появились новые игроки, которые сделали предложения лучше. Поэтому КЧУС осталось не у дел». «Куменский водовод – одна из причин кризиса, он действительно мог сыграть с компанией злую шутку, – подтверждает экс-депутат регионального парламента Дмитрий Русских. – Плюс мы знаем, что при Белых [Никите, экс-губернаторе Кировской области] компания «КЧУС» строила много социальных объектов. При этом мы сталкивались с кучей проблем и странных ситуаций по стоимости строительства. Нельзя забывать и про то, что отель «Хилтон» [в появлении которого, по слухам, был финансово заинтересован Белых], тоже строило КЧУС. Возможно, сращивание компании с государством и какими-то отдельными интересантами и привело к тому, что компания оказалась в такой тяжелой ситуации». По мнению Русских, в последние годы компания зря ориентировалась на работу с бюджетом, а не частными структурами и жителями региона. «Думаю, контракты на садики и водовод могли быть предложены КЧУС за какие-то определенные услуги – не исключаю, что это могло быть строительство отеля «Хилтон», – продолжает Русских. – Все работы, которые компанией велись за счет бюджета, были преференцией за какую-то другую, частную работу. То есть компания ориентировалась на работу с бюджетом, а не строительным рынком, который в большинстве своем подразумевает сотрудничество с частными структурами и обычными людьми. Кроме того, можно вспомнить истории последних 2–3 лет, когда у компании возникли проблемы в том числе с налоговыми делами, – там было около 120 млн штрафов, плюс была информация о том, что какие-то деньги выводились в успешные годы работы». «Я не верю в успех КЧУС» Какая судьба ждет компанию, пока сказать сложно. Сам глава предприятия Сергей Кочуров настроен оптимистично. На совещаниях в правительстве области он обещает, что компания сможет достроить объекты и вот-вот приступит к работе. Правда, его тут же поправляют представители прокуратуры, которые напоминают о долгах по зарплате. Сейчас на предприятии работают 311 человек, и их уже предупредили об увольнении. «Чистые активы компании превышают нашу задолженность перед кредиторами. То есть вполне достаточны для удовлетворения всех требований к КЧУС», – оптимистично заявляет Кочуров. Областные власти тоже хотят возобновить работу КЧУС. На недавнем заседании комиссии по вопросам выплаты зарплаты сотрудникам компании губернатор Кировской области Игорь Васильев заявил, что собирается предпринять меры, чтобы сохранить КЧУС и возобновить его производственную деятельность. Васильев заметил, что необходимо не допустить дальнейшего роста долгов застройщика. Министру строительства Руслану Бондарчуку поручили организовать работу по возобновлению производственной деятельности в пределах полномочий, а конкурсному управляющему – по погашению долгов перед работниками. В КЧУС также возлагают надежды на некоего инвестора, который готов вложить в возрождение компании около миллиарда рублей. Правда, название организации пока не озвучивается. Дмитрий Сергеев не спешит оценивать несостоявшуюся сделку, однако подчеркивает, что без посторонней помощи компании из финансовой ямы уже действительно не выбраться. Дмитрий Русских, как и многие кировчане, настроен весьма скептически. Он тоже слышал о некоем инвесторе, но пока не понимает, зачем ему нужно вкладывать деньги в компанию, которая погрязла в долгах. «Говорят о том, что 21 августа будет сделка и какой-то инвестор выкупит КЧУС за миллиард рублей, – говорит Русских. – Но я рассуждаю как предприниматель, поэтому не думаю, что при падающем рынке строительства КЧУС может спастись. Спасти компанию при падающем рынке, низкой покупательной способности будет очень сложно. У нее есть большие долги перед банками, долги перед покупателями. Более того, я не совсем понимаю, зачем покупать компанию на фоне падения строительного рынка. Если бы она была единственной в регионе, тогда можно было бы подумать, но в Кировской области есть несколько сильных компаний, которые стоят на ногах и рынок отдавать не собираются. Мне кажется, что предприятие и дальше пойдет тем путем, которым сейчас идет». Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин,Елена Майорова,Денис Кочкин, администрация города Кирова