С глаз долой: куда сошлют неугодных соболей?
Шлюз или Станционная – где установят соболей, неоднозначно принятых новосибирцами? Активисты микрорайона Шлюз ждут переезда скульптуры уже в следующем году после выборов мэра, но действующий глава муниципалитета Анатолий Локоть внезапно обратил внимание на въезд в город со стороны аэропорта Толмачево, где по серой, забитой складами и промышленными предприятиями Станционной, прибывают «от просто жителей, туристов до Президента Российской Федерации, до представителей иностранных государств». VN.ru решил вспомнить о самом предмете спора – непонятой ни архитекторами, ни самими жителями города скульптурной композиции «Сибирские просторы». Борьба за неугодных соболей Спорный памятник «Сибирские просторы» с фигурами соболей появился в центре Новосибирска на пересечении Красного проспекта и Октябрьской магистрали напротив часовни в 2008 году. Его автор – главный художник Новосибирска Юрий Бурика (в соавторстве с архитекторами Алексеем Коваленко и Евгением Боярищевым), тогда отзывался о своем творении так: «Соболя символизируют единение области и города». Высота всей композиции достигает 5 метров , высота фигур соболей — 3,5 метра . В лапах – стилизованный купол Новосибирского театра оперы и балета и фрагмент первого моста через реку Обь. «Сибирские просторы» — символ единства исторического прошлого, настоящего и будущего Новосибирска — столицы Сибири», – так писали в газетах в то время. По первоначальному проекту композиция представляла собой фонтан, обрамленный соболями. Как говорил в то время главный художник города, техническую возможность завершения строительства фонтана сохранили, но бюджетных денег не хватило. «Четыре сибирских бобра на денежных потоках у чаши изобилия», – окрестили скульптуру новосибирцы. В конце 2017 года Худсовет Новосибирска принял решение убрать фигуры с Красного проспекта. На месте соболей с высунутыми языками решили разбить сквер. Эксперты аргументировали демонтаж скульптуры тем, что за десять лет композиция пришла в негодность. «Сегодня то ландшафтное решение, которое предлагают авторы, достаточно плохо коррелирует с существующей скульптурой соболей. Наверное, это символ города и, наверное, ему можно найти подходящее место у нас в городе. Этим будет заниматься Художественный совет», — пояснял тогда председатель Худсовета Александр Ложкин. Местом «ссылки» соболей изначально называли кольцо на Шлюзе. Однако сейчас появилось альтернативное предложение. Кольцо на Станционной – граница города, путь к международному аэропорту Толмачево. В размещении соболей на левом берегу заинтересованы и районная администрация, и бизнесмены – рядом с предполагаемым местом находится автосалон. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть идею поддержал. «От просто жителей, туристов до Президента Российской Федерации, до представителей иностранных государств. Поэтому, конечно, я поставил задачу проработать нашему департаменту, художникам нашим, архитекторам, обозначить какую-то входную зону», – сообщает муниципальное информационное агентство. Активисты Советского района не согласны – по их мнению, соболя должны и будут располагаться на кольце неподалеку от ГЭС. «Уже принято принципиальное решение поставить соболей у нас, все уже готово, – считает активистка микрорайона Шлюз Светлана Каверзина. – Но только в следующем году, в связи с выборами мэра». Крысы или живой уголок? «Сибирские просторы» раскололи новосибирцев на два лагеря – одних соболя ужасают, их называют бобрами, сусликами и крысами. Другие, напротив, с удовольствием проходят мимо символов города. «Они олицетворяют некий живой уголок в центре каменных пещер и машин», – считают горожане. «Этих соболей я называю не иначе как «крысами». Да и в качестве символа Новосибирска их выбор крайне неудачен», – делятся мнением в Сети новосибирцы. «Бурика – человек, «архитектор», который изуродовал город, все его «произведения» серые и бездарные, и теперь нам и нашим детям еще много-много лет жить в этом. Окружающая среда формирует сознание, и понятно, какое сознание может сформировать грязный город, изувеченный точечной застройкой и безвкусными пародиями на малую архитектуру», – пишет Дмитрий. Другие же считают, что соболя не так уж и уродливы в сравнении с другими скульптурами Новосибирска. «Хуже всего, по-моему, даже не соболя, а памятник Покрышкину с его окружением, даже таким, как в проекте», «Несколько раз сопровождала приезжих в наш город. Так вот им эта композиция безумно понравилась, было сделано множество фотографий. Какой-никакой, это символ и украшение города, по мне так советские истуканы на площади Ленина намного безобразнее». «Раньше город вообще ни имел никаких памятников, кроме традиционных – Ленину. Не знаю, чем соболя не угодили. А вот пан Ленин с товарищами уродуют площадь. И закрывают вид на Оперный театр», – пишет Эльвира. Крячков с лицом архитектора и другие непонятые шедевры Юрий Бурика занимал должность заместителя главного художника города с 1996 по 2005 годы, с 2005 года являлся главным художником Новосибирска. В 2015 мэр Новосибирска Анатолий Локоть уволил Юрия Бурику. Памятник Крячкову перед Стоквартирным домом, комплекс фонтанов «Речные цивилизации» на площади Пименова перед зданием ГПНТБ, стела памяти Татьяны Снежиной в Октябрьском районе, скульптура музыкальной шкатулки возле Оперного театра, которая не раз подвергалась нападению вандалов, памятник первому синематографу, памятник «Гимн учителю», памятник трудовому подвигу ленинградцев на Восходе – неполный список архитектурных форм, к которым приложил руку Юрий Бурика. Фото Алексея Танюшина Памятник Крячкову, например, неоднозначно восприняли советник мэра Александр Ложкин, ныне занимающий пост председателя Худсовета города, и архитектор Игорь Поповский. Отмечали его несомасштабность и непрофессионализм исполнения. А Игорь Поповский даже добавлял, что скульптор сделал памятник больше похожим на себя, нежели на самого Крячкова. Автор памятника – художник Арам Григорян. Но соавтором монумента стал главный художник города Юрий Бурика, возглавлявший конкурсную комиссию. Памятник первому синематографу в Театральном сквере – еще одна непонятая композиция. Сам Юрий Бурика тоже возражал против установки некоторых архитектурных форм. Например, не одобрил первоначальный проект мемориальной доски на доме Янки Дягилевой. В качестве аргумента приводил схожесть доски с кладбищенской.