Войти в почту

Фестиваль в Норвегии посвятили Дмитрию Шостаковичу

Организованный четыре года назад в единственном в Норвегии баронстве Розендаль в двух часах от Бергена, куда до того момента Лейф Уве Андснес на протяжении более двух десятилетий приезжал давать свой самый заветный и духовно важный концерт в своем сезоне, этот фестиваль был задуман как изысканный интеллектуальный музыкальный уик-энд в одном из самых экзотических уголков страны. Знаменитый норвежский пианист принял решение приглашать в этот райский уголок с замком XVII века в окружении гор, водопадов, пейзажного сада и розария друзей-музыкантов со всего света для совместного музицирования-рассуждения на заданную тему. За эти годы там успели побывать такие звезды, как феноменальная альтистка Табеа Циммерман, кларнетист Мартин Фрёст, бас-баритон Маттиас Гёрне, меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер, сопрано Анна Прохазка, пианист Бертран Шамайю и многие другие. Музыканты самого высшего эшелона готовили программы в очень интенсивном режиме непосредственно на месте, приплывая в Розендаль максимум за пару дней до начала фестиваля, задавшего высочайшую планку с самого начала. В первый год объектом внимания стало творчество Шуберта, во второй - Моцарта, в третий - круг сюжетов резко расширился в связи с посвящением фестиваля 100-летию со дня окончания Первой мировой войны. На этот раз Лейф Уве Андснес направил луч фестиваля-исследования на творчество Дмитрия Шостаковича, жгуче интересовавшего его с юных лет, заставляя ломать голову над бесчисленными эстетическими парадоксами, смешением высокого и низкого, темпераментным диалогом с классико-романтической традицией. С годами разгорался интерес и к историко-политической составляющей наследия автора "Ленинградской" симфонии. За четыре дня фестиваля в маленьком Розендале было сыграно столько камерных сочинений Дмитрия Дмитриевича, сколько не играют за сезон ни в одном из российских филармонических залов, за что Лейфа Уве следовало бы представить к высшей государственной награде. На фестивале были представлены квартеты Шостаковича в исполнении бельгийского ансамбля Quatuor Danel и малоизвестные пьесы раннего периода, трио, сонаты для разных составов, включая знаменитую Альтовую, ставшую одной из кульминаций фестиваля в исполнении Лейфа Уве Андснеса и Табеи Циммерман, и даже Пятнадцатая симфония в переложении Виктора Деревянко для трио и 13 ударных. За вокальные циклы ответил молодой баритон Андрей Бондаренко, которому помимо песен на стихи Пушкина досталось еще и исполнение "Песен и плясок смерти" Мусоргского. Среди звезд фестиваля были канадский пианист Марк-Андре Амлен, первый кларнет Нью-Йоркской филармонии Энтони Макгилл, пианистка Марианна Ширинян, виолончелист Клеменс Хаген, струнный ансамбль Allegria. Концертный зал на полтысячи мест, в который несколько лет назад превратили обыкновенный коровник, встроив туда акустическую систему Meyer Sound, все четыре дня подряд собирал аншлаги идеальных слушателей, воспринимавших совсем незнакомую им музыку с интенсивным вниманием, почти не дыша. Все это свидетельствовало о колоссальном горячем интересе к русской музыке. В один из поздних вечеров в качестве наглядной иллюстрации к искусству таперской импровизации Шостаковича была показана лента "Новый Вавилон", где в роли тапера выступил молодой виртуозный пианист Саша Гринюк. Помимо музыки Шостаковича фестиваль представил еще и широкий контекст, в котором развивался его гений, и музыку его прямых учеников и последователей, среди которых были Самуил Фейнберг, Галина Уствольская, Альфред Шнитке, Кара Караев, Эдисон Денисов. Композитором-резидентом этого фестиваля впервые стал приглашенный в Розендаль москвич Александр Вустин, ретроспектива творчества которого произвела настоящий фурор, оставив у международного фестивального сообщества музыкантов и слушателей еще больше вопросов о загадочной, очень мужественной и терпеливой русской душе.

Фестиваль в Норвегии посвятили Дмитрию Шостаковичу
© Российская Газета