Как можно спасти душу, которая попала в ад
Согласно христианскому учению, всякая человеческая душа после смерти попадает только в одно из 2-х мест: либо в рай, либо в ад. Понятно, что первое уготовано для праведников, а второе – для грешников. Но окончательна ли эта участь и можно ли ее изменить? Пропасть В Евангелие от Луки есть такие строки: «… между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Именно так ответил Авраам богачу, который изнемогал от страданий в аду и просил прислать к нему Лазаря с водой. Данный отрывок и служит обоснованием теории о том, что переселение из ада в рай абсолютно невозможно. Так, известный толкователь Библии А. П. Лопухин считает, что слова Авраама означают только одно: между адом и раем лежит огромная пропасть, поэтому даже если Лазарь и воспылал бы желанием помочь страдальцу, он не смог бы преодолеть разделяющее их расстояние. В то же время святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о том, что к указанной «неизменяемости загробных состояний» следует прибавить, что устанавливает эти самые состояния только Бог, человеческому же суду они не подвластны. Блаженный Феофилакт Болгарский уверенно заявлял, что пропасть – это ничто иное, как различия между грешниками и праведниками. Из ада в рай? Несмотря на столь неоднозначные толкования, большинство богословов и священнослужителей уверены в том, что переход из ада в рай все-таки возможен. Изменению участи души может поспособствовать молитва. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада». Священник Димитрий Шишкин пишет о том, что до Страшного (то есть до окончательного) суда повлиять на загробную жизнь близких вполне реально. «Есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных» — уверен Шишкин. На сайте Новгородской Епархии священнослужитель Александр Ипатов высказал аналогичное мнение. Профессор столичной духовной академии Алексей Осипов считает, что именно для того, чтобы изменить посмертную судьбу человеческой души, и совершаются заупокойные службы. Сорокоуста недостаточно Между тем почти все служители церкви и богословы сходятся во мнении, что одних заупокойных служб для перехода души из ада в рай будет недостаточно. Иоанн Златоуст говорил, что поддерживать усопшего и чтить его память необходимо не посредством слез, а посредством благодеяний и милостыни. Упомянутый выше священник Александр Ипатов в своем интервью указывал на то, что милостыней в данном случае является по-христиански духовная жизнь близких покойного, а именно отказ от какого-либо тяжкого греха, добровольные посты, молитвы и т.п.. Протоиерей Владимир Головин на своем сайте говорит, что не заказ сорокоуста может изменить участь души, а молитва, которая станет выражением, свидетельством и торжеством любви. Только любовью, по мнению священника, мы спасем усопших. С любовью же следует давать милостыню нуждающимся. Головин уверен в том, что такая любовь «эхом отзывается, и души поднимаются к Богу». И процесс этот происходит постоянно. Завершится он, по словам протоиерея, только тогда, когда на земле уже некому будет молиться, то есть после второго пришествия Христова.