Исчадия рая в цветах и красках. Масскульт демонизации и расчеловечивания в жанре украинских комиксов
Это художественное течение родилось в украинской визуальной культуре в 2000-х. В самом начале демонизации населения восточных областей Украины — сначала в Киеве, потом и везде, где были недовольны повсеместным правлением «донецких» и «регионалов». В качестве доказательства можно привести статью о жлобо-арте в газете «Тыждень» («Неделя») — чисто конкретно в разделе «Культура» (!) в те предмайданные годы, когда эта демонизация достигла апогея. Речь в медиа шла об открытии выставки «Жлоб. Жлобство. Жлобизм» и о том, что посмотреть ее пришли пару персонажей, будто сошедших с выставляемых картин — один местный с цепочкой на шее и в шлепках, второй — «по четкой режиссуре судьбы он был из Донецка». То есть не было у судьбы другой режиссуры тогда. Или режиссера? Вопрос риторический, поэтому лучше вернуться к эпохальному для субкультуры событию. Выставка эта была организована при активном участии некоего Антина Мухарского. Этот эпатажный персонаж заслуживает отдельного описания, сейчас же надо ограничиться тем, что он и основоположил жлобо-арт, и пропагандировал его, так что причастен к разжиганию внутривидовой ненависти весьма и сильно. Говорят, что жена его, известная телеведущая Снежана Егорова, не стерпев такого спекулятивного сатанизма, забрала их общих детей и была такова. Пан Антин с тех пор пробавляется кабацкими концертами с перепевками советских песен на патриотичный манер («А я не москаль!»). А жлобо-арт дошел до наших времен в расцветшей буйным цветом культуре комикса — графического и анимационного. Видимо, дьявол в курсе, что 80-90% информации человек потребляет через зрение. Поэтому и делает упор на картинку в своих искушениях. Тем более, что для незрелых потребителей, страдающих инфантилизмом независимо от биологического возраста, чем ярче и хайповее — тем интереснее. Вот и выходит, что Иван Семесюк, Андрей Ермоленко, Сергей Коляда, Дмитрий Крышовский, Сергей Хохол, Олекса Манн, Стас Волязловский, которых украинская версия Википедии причисляет этому жанру, завзятые подручные вышеназванного искусителя. Правда, так и не востребованные в полной мере привередливым покупателем. Другое дело — массовая культура. Тут всякого рода раскраски, комиксы, даже игры — бумажные и компьютерные, не говоря уже о мультипликации — просто поле непаханное для охмурения черноземных козлевичей ксьондзами от современного «искусства». Показательной в плане репрезентации жанра украинского комикса является группа в фейсбук, которая называется COMICSODA. Общение в группе приветствуется на украинском языке, на русском — мягко говоря, не приветствуется, о чем часто и резко заявляют участники группы. Что же до визуального контента, то можно посмотреть на обзор комикса «Чуб» Саши Комяхова — вурдалаки и упыри всех мастей пляшут разухабистый гопак на общечеловеческих ценностях Впрочем, как было сказано выше, одними книгами эта субкультура не ограничивается. Безусловно, уровень рисовальщиков является достаточно высоким. Это позволяет переходить и к динамическим картинкам, используя все достижения современной компьютерной графики и анимации. Равняясь на «старших товарищей» — производителей сериалов про Капитана Америку, Человека-паука, разных прочих спайдерменов и женщин-кошек — отечественные создатели анимационных мифов ориентируются на ура-патриотическую публику. Для чего вызывают, будто на сеансах спиритизма, духов прошлого, придавая им гротескные и устрашающие черты, наделяя свойствами персонажей всех преисподних вместе взятых. Для подкрепления этого утверждения, достаточно привести в качестве примера образчик продукции одной из анимационных студий. Вернее, копродукции UGARproductionи ASGARDIANcomics(ах, какие названия!). Это история о том, как «из пепла империи возникнет новая молодая держава, когда опасные технологии, мистические культы и шпионские интриги захватят Европу», а «новые герои станут на пути сил тьмы». Тут и Павел Скоропадский, который присоединяет Кубань и Зеленый Клин к этой стране (мечты, мечты, где ваша сладость!…). Тут и привидение царя Николая II, и сексапильная шпионка Агнешка Бжезинская, и агент контрразведки Максим Кривонос, и верховный коммунар Владимир Ленин, больше напоминающий Капитана Крюка из мульфильма про Питера Пена. Стим-панк-блок-бастер «Воля» — это альтернативная история, события которой разворачиваются на фоне расцвета украинского государства 1918 года. Про «расцвет» этого государства лучше умолчать, но остальных трюков предостаточно. Надо ли говорить, что такая альтернативная история — один из многих кирпичиков, который сейчас закладывается в фундамент мировоззрения молодых украинцев. Пренебрегая фактами прошлого, выхолощенными из учебников для средних школ, подавая сложные перипетии исторических событий на территории современной Украины в начале XX века в виде таких комиксов, авторы и апологеты стремятся выхолостить и все достижения восставшего пролетариата, и постулаты социалистических идей, и все последующие свершения советской власти. В этом смысле они действуют в унисон с Институтом национальной памяти под проводом пана Вятровича. Робкие же попытки отдельных деятелей искусств сохранить культурное наследие — те же мозаики или объекты архитектуры эпохи модернизма — мало увлекательны для неокрепших умов. Страх, ненависть, агрессия, искусно смешанные в цветах и красках, бьют по восприятию куда сильнее, чем созидательная статистика строительства государства рабочих и крестьян. И в этом смысле весьма примечателен еще один графический роман тех же производителей — «Княжа Воля», который повествует о жизни хомячков в эпоху Киевской Руси. Перефразируя известный анекдот, можно сказать, что такие ревизоры великой истории и до хомячков до… рисовались. Но еще правильнее будет сказать словами персонажа культового фильма «Волга-Волга»: «Как хорошо началось — вызывали в Москву! И как скверно кончилось — самодеятельность!»