Не реставрация, а спасение: что происходит в Ханском дворце
БАХЧИСАРАЙ, 4 авг – РИА Новости Крым. Уже в ближайшее время начнется второй этап реставрации Большой ханской мечети в Ханском дворце и восстановление части помещений, когда-то приспособленных для императрицы Екатерины II. Пока же все документы находятся на государственной экспертизе. Корреспонденты РИА Новости Крым приехали в Бахчисарай, чтобы узнать, на какой стадии работы по реставрации, что уже успели сделать, а что предстоит. Победы и поражения прошлого Ханский дворец, как музей, за все время своего существования ни разу нормально не ремонтировали, а вот разрушали и перестраивали постоянно. Его поджигали, достраивали, использовали как лазарет, в нем сдирали штукатурку в надежде на выделение средств на ремонт, и до возвращения Крыма в состав России вопрос восстановления культурного наследия с мертвой точки не сдвинулся. Но, даже когда начались первые работы, нашлись недовольные: то балку не ту поставили, то черепица на крыше не аутентичная. Главный архитектор заповедника Рустем Умеров рассказывает: кровля, из-за которой было много споров, уже давно не соответствует первозданной. За это стоит "поблагодарить" фельдмаршала Миниха Христофора Антоновича, который в пылу Русско-турецкой войны 1735-1739 годов спалил мечеть Ханского дворца, после чего вместе со своим войском оставил Бахчисарай. "Изначально мечеть имела купольную конструкцию: центральный купол и четыре по краям. После пожара, из-за того, что в помещении не помещались верующие, было принято решение разобрать одну стену и на галерее северного фасада добавить еще один этаж. Затем мечеть неоднократно ремонтировали", — рассказывает Рустем Умеров, уточняя, что вскоре возникла еще одна проблема: черепицу уложили не под тем углов, в результате чего она начала банально сползать. Решить эту проблему пытались нанося дополнительный слой глины, в результате чего кровля стала уж очень тяжелой и нагрузка достигла критических показателей. Чтобы предотвратить катастрофу, опорные части были засыпаны, и здание перестало "дышать". Это оказалось фатальной ошибкой: из-за отсутствия вентиляции начались гнилостные процессы. "Проведенные исследования показали, что балки необходимо менять. Приняли решение сделать балки из лиственницы, поскольку она не гниет и она очень прочная", — говорит Рустем Умеров, указывая на новые балки крыши Ханской мечети. Старую черепицу сняли, на ее место временно уложили испанский аналог, укрепили арочные проемы, чтобы они могли выдержать необходимые нагрузки. Сейчас черепица-татарка уложена в поддоны и находится на ответхранении. В будущем она будет использоваться на территории "Бахчисарайского историко–культурного и археологического музея – заповедника". Уже в последующем для крыши мечети создадут новую черепицу, но по старому рецепту: ее будут делать вручную и обжигать в печах. По новым технологиям Это не последнее изменение, которое претерпела мечеть: из-за угрозы землетрясения в Крыму было принято решение дополнительно укрепить конструкцию крыши. "После проведенных расчетов было принято решение создать сейсмопояс и установить дополнительную балку. Из-за этого и шум поднялся, что в мечети сделали железобетонный сердечник. Но это была необходимость. Мы не уничтожили мечеть, вопреки наговорам, а наоборот все сохранили ", — рассказывает архитектор, уточняя, что теперь мечеть может выдержать восьмибалльное землетрясение. Причем, несмотря на конструктивные изменения, потолок будет повешен именно на той высоте, на которой был первоначально. Все эти действия – необходимость, поскольку малейшее землетрясение могло бы привести к печальным последствиям, а то и к трагичным – ведь объект действующий и по пятницам тут проводят молебны. "А вот туристов мы пока сюда не пускаем, поскольку не закончен второй этап реставрации. Сейчас вся документация по нему в экспертизе. Но еще предстоит восстановить росписи, необходимо воссоздать витражи, подвесить потолок и розетку. Чтобы восстановить мечеть до практически первозданного вида необходимо около двух лет", — делится архитектор. Кстати, розетка Большой ханской мечети представляет отдельную историческую ценность: деревянная и тисненная кожей конструкция находилась в самом центе потолка. "Эта розетка XVIII века. Она состоит из разных пород дерева в мозаику, и каждая деталь обтянута тончайшей кожей, на ней нанесены росписи. Это очень важный элемент", — рассказывает руководитель Музея истории и культуры крымских татар Мерьем Сейтумерова, показывая конструктивную деталь, спущенную с потолка на землю. Розетка аккуратно уложена на ковры и завернута в ткань. По закрытым галереям Внутри мечети сейчас практически все белым-бело – стены покрыты известью. Но это не дело рук реставраторов: в 1931 году все надписи забелил архитектор Голландский Павел Иванович. "Дворец в своем первоначальном виде был как расписная шкатулка. Внутри не было ни одного сантиметра забеленных стен. Представьте, как будет выглядеть дворец, когда реставраторы воссоздадут все росписи. Он будет поражать своей красотой и изысканностью", — уверенно говорит Мерьем Сейтумерова по пути из мечети ко второй части Ханского дворца, которая претерпела изменения, когда Потемкин готовил помещения к визиту императрицы Екатерины II. Сейчас вся эта часть укрыта от непогоды специальным навесом. "Навес был установлен, чтобы не заливало дождем. Это временная мера – когда будет уложена черепица, его демонтируют. Но до этого еще несколько лет", — рассказывает Рустем Умеров. Вход в эту часть осуществляется, в том числе, через портал Алевиза (на крымско-татарском языке Демир-Капы), созданный итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. К счастью, вход остался практически в первозданном виде. "Это один из самых древних памятников дворца. Исследователи пришли к выводу, что он был перенесен из предыдущего дворца, который находился недалеко от Чуфут-Кале. Эта арка украшала парадный вход. На нем нанесена историческая надпись, связанная с переменой власти в Золотой Орде и с тем, что крымские ханы получили титул императоров. Тут говорится: "Этот великолепный вход и величественные двери сооружены по повелению султана двух материков, и хакана двух морей, султана, сына султана Мингли Герай хана, сына Хаджи Герай хана, да помилует бог его и его родителей в обоих мирах", — переводит надпись Мерьем Сейтумерова. В конце нанесены цифры — год 1503. Это год, когда крымские ханы победили Ахмет-хана, последнего предводителя Золотой Орды и, будучи потомкамиЧингисхана, они получили титул правителя Золотой Орды. Пройдя через портал, попадаешь в часть дворца, которую достроил Потемкин. Сразу видна разница в конструктивных особенностях и материалах, используемых при возведении: на смену глиняным блокам пришел ракушечник, нет диагональных балок, которые бы давали дополнительное ребро жесткости. Большую часть штукатурки содрали, как выяснилось, еще в украинский период, в надежде на то, что дадут денег на ремонтные работы. Но этого не произошло. "Второй этаж находится не в лучшем состоянии. Это результат ошибок в конструктиве и длительного невнимания. Дворец давно нуждался в реставрационных работах, но все упиралось в деньги", — поясняет Мерьем Сейтумерова. Но сейчас ситуация изменилась и Россия нашла средства на восстановление одной из главных исторических святынь крымско-татарского народа. "То, чем мы занимаемся – беспрецедентная работа. Ничего подобного не делалось сотни лет", — подытоживает экскурсию Рустем Умеров. Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов, памятник истории и культуры общемирового значения. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. На противоаварийные и реставрационные работы в Ханском дворце выделено 1,6 миллиарда рублей, работы займут несколько лет.