Башни с призраками: как высотная застройка влияет на благоустройство города
Еще в прошлом веке высотные здания считались вотчиной крупных корпораций, а позволить себе недвижимость в небоскребе могли только самые обеспеченные жители мегаполисов. В современных городах-миллионниках высотная застройка – не признак элитарности, а способ справиться с постоянным ростом населения и решить жилищный вопрос. Сайт "РИА Недвижимость" на прошедшем в начале июля Московском урбанистическом форуме узнал у иностранных экспертов, почему не нужно демонизировать высотки, какие возможности для благоустройства открывает вертикализация городов и как их использует Москва. Высотный люкс В 1885 году в Чикаго построили первый в мире небоскреб из стекла и бетона – здание Страховой компании. Высота объекта составила 10 этажей, совсем немного по нынешним меркам. Однако именно с этого здания начинается отсчет эпохи вертикального строительства, рассказывает профессор университета Ньюкасла и автор книги "Вертикаль: город от спутников до бункеров" Стивен Грэм. По его словам, в XIX веке высотные здания в основном строились для деловых целей и считались символами крупных корпораций и больших денег. "Высотки практически сразу стали уделом элиты, в них стали открываться офисы и штаб-квартиры богатых компаний. Вертикальная застройка была синонимом достатка. Забавно, что даже в языке большинство выражений, связанных с властью и финансовым состоянием, так или иначе связаны с вертикалью: смотреть на людей сверху-вниз, высшее общество, быть на вершине мира", – объясняет Грэм. Со временем наполнение высотных зданий изменилось, в небоскребах начали открываться отели и торговые центры, помещения также стали сдавать под жилые апартаменты. Впрочем, позволить их себе мог только по-настоящему состоятельный человек. Еще на стадии проектирования большинство высоток задумывалось как жилье бизнес-класса, а дизайн жилых помещений отвечал люксовым стандартам. Здесь, отмечает профессор, и возник "вертикальный парадокс": теоретически строительство высоток должно решить проблему растущей плотности населения в городах-миллионниках, тем не менее, готовые здания нередко остаются недоступными даже для условного среднего класса. "На земле становится тесно, города плотно населены, и люди начинают осваивать небо – это логичный шаг. При этом готовые высотки часто просто не по карману обычному потребителю. Вот и получается: цены на жилье растут, зданий становится больше, но у городов нет возможности их заполнить", – объясняет Грэм. Помещения в небоскребах из потенциального места проживания превращаются в выгодное вложение денег, не секрет, что большинство квартир и апартаментов в таких зданиях распродаются еще "на стадии котлована". При этом, подчеркивает Грэм, большинство владельцев в них даже не живут. "Небоскребы становятся мертвыми башнями с призраками, соответственно вокруг них не развивается ни инфраструктура, ни сфера услуг, ни благоустройство", – говорит профессор. Демонизации – нет Несмотря на то, что небоскребы зачастую не становятся эффективным решением жилищного вопроса в крупных городах, Грэм уверен: демонизировать высотные здания как таковые не стоит. "Критиковать, на мой взгляд, следует не сами высотки, а их презентацию и доступность для населения. В мире существует огромное количество примеров вертикальной застройки, которая прекрасно спланирована и, главное, социально доступна. Например, архитектурные проекты Ле Корбюзье. Или здания в Сингапуре – это совсем маленький остров, но архитекторы проектируют там небоскребы, объединенные между собой разноуровневыми платформами, на которых разбивают сады, создают общественные пространства, работает малый бизнес", – перечисляет профессор. Создание высотных башен, объединенных на разной высоте платформами и переходами, поможет вывести их заселение на новый уровень, считает Грэм. Также следует уделить большое внимание их доступности для разных слоев населения. Один из вариантов – обустраивать в небоскребах социальное жилье, помимо апартаментов и элитных квартир. "Высотные города не выживут усилиями исключительно суперобеспеченных жителей, которые большую часть времени не живут в собственной недвижимости. Помимо высококлассного дизайна, высоткам необходимо качественное содержание и благоустройство, а также социальные регуляции, чтобы обеспечить посильную для большинства арендную плату. Это восхитительный вызов для архитекторов и урбанистов, но бояться этого не стоит – в мире уже реализовано несколько позитивных проектов в подобном ключе, и на них можно ориентироваться", – уверяет Грэм. Зелень в стекле и бетоне При всех недостатках и недоступности вертикальной застройки, у небоскребов есть неоспоримый плюс – при их строительстве на земле освобождается огромное свободное пространство, которое можно использовать для развития инфраструктуры и масштабного благоустройства. Упускать такие возможности ни в коем случае нельзя, считает Грэм. "Если мы строим вертикальные города, не стоит сдерживать воображение. При благоустройстве территории вокруг небоскребов следует уделять внимание созданию парковых пространств и зеленых зон, интегрировать их в существующие улицы, чтобы создать места для социализации населения, спортивных и досуговых активностей", – объясняет профессор. Дом, по его словам, не должен ограничиваться коробкой из бетона и стекла, в таких условиях ни один житель не будет чувствовать себя полноценным. Обитателю вертикального города нужно место, которое будет сочетать в себе возможности для получения разнообразных услуг, работы и отдыха. А масштабное озеленение необходимо, чтобы улучшить и качество жизни, и экологию в районе высотной застройки. При этом создавать многогектарные парки вокруг одиночных небоскребов вовсе не обязательно и даже вредно, считает основатель 8 80 Cities и амбассадор World Urban Parks Гил Пеньялоса. Современный тренд – небольшие районные парки и локальные общественные пространства, которые жители городов могут использовать ежедневно. "Если сквер, парк или общественное пространство пустое, его создание было бесполезным. Лучшие из таких мест – не те, что выигрывают архитектурные премии, а те, куда люди регулярно возвращаются", – отмечает Пеньялоса. По его мнению, качественное общественное пространство в первую очередь должно быть доступно для всех категорий населения, включая инвалидов, пожилых и детей. Кроме того, такой рекреационный участок следует обустраивать в каждом районе вертикального города, причем в шаговой доступности для его обитателей, то есть в радиусе примерно 500 метров. "Эти районные местечки очень важны. Приходя туда, люди социализируются, развивают чувство сопричастности, добрососедство и солидарность. Да, там, возможно, не поиграешь в футбол, но именно для таких целей и строятся крупные городские парки, куда можно выбираться всей семьей на выходные. Современному городу необходима целая система скверов, парков и общественных пространств, которые дополняют друг друга и дают жителю мегаполиса возможность выбирать, как именно провести свой досуг", – уверяет Пеньялоса. Московская высота В Москве многоуровневых небоскребов с платформами пока нет, зато территорию вокруг старых и новых высотных зданий благоустраивают регулярно. Так, территория вокруг небоскребов делового центра "Москва-Сити" долгое время не считалась комфортным местом для прогулок. Туда приезжали разве только на шопинг в "Афимолл Сити" или на экскурсию в смотровые площадки башен. А вот гулять в окружении дорожных развязок и стеклянных гигантов было неуютно. Однако горожане и гости столицы потянулись сюда гораздо охотнее после благоустройства Краснопресненской набережной и создания многоуровневого парка в районе высоток. Теперь после посещения башен можно совершить неспешный и комфортный променад по набережным в сторону центра. А после завершения благоустройства Пресненской и Шелепихинской набережных, которое активно ведется в этом году, гулять можно будет и в другую сторону. Строительство же прозрачного моста-галереи, который свяжет станцию МЦК "Деловой центр", бизнес-центр "Москва-Сити" и Пресненскую набережную, позволит визуально отвлечь внимание гуляющих от узла дорожных развязок и сделает панораму променада вдоль набережных цельной. Впрочем, над улучшением качества жизни и инфраструктуры работают и в высотных периферийных районах Москвы. В частности, это один из ключевых пунктов программы "Мой район", запущенной в столице в 2019 году. Все проекты в рамках этой программы также в обязательном порядке обсуждаются с местными жителями, потребности и пожелания фиксируются, чтобы обеспечить максимально комфортное проживание в районе. Лимита заявок от местного населения при этом не существует. Программа предусматривает вмешательство жителей района на любом этапе ее реализации, все поправки и идеи рассматриваются и принимаются во внимание. Первые масштабные результаты "Моего района" уже заметны – так, например, в высотном Бирюлево Западном недавно открылся парк "Яблоневый сад". На территории в 15 гектаров по просьбам горожан установили беседки для отдыха, обустроили детские площадки и даже мини-скалодром. В рамках программы "Моя улица" за последние семь лет в столице создали десятки новых общественных пространств в условиях плотной городской застройки. Так, например, в районе Китай-город появилась Хохловская площадь, ставшая новой рекреационной зоной и популярным местом среди молодежи и туристов. В районе высотного бизнес-центра "Оружейный" на Садовом кольце создали настоящую пешеходную зону: там появился зеленый сквер и места для отдыха. Не первый год действует в столице программа "Развитие городской среды", направленная на улучшение локальной инфраструктуры. По программе жители любого района Москвы, включая обитателей высоток, могут обратиться к властям города с просьбой разбить мини-парк или сквер в шаговой доступности от своих домов. Предварительный проект можно составить по желанию, однако его наличие не обязательно. Если инициатива жильцов получит одобрение, и участок под предполагаемый сквер включат в программу, дальнейшее его обустройство в обязательном порядке будет согласовываться и инициаторами проекта и местным населением. Ярким примером эффективности программы стал парк "Горка" на Китай-городе, чье создание полностью стало заслугой жителей района. Сегодня вместо заброшенной парковки здесь – многофункциональный мини-парк, в котором можно погулять с детьми, позаниматься спортом на воркаут-площадке или просто срезать путь через центр по зеленой зоне.